Хотите получать новые статьи блога
прямо себе на почту?
Укажите свой e-mail:


WorldSkills Russia
Яндекс.Метрика Интернет-издание Профобразование

Алгоритмы в стихах

0

Алгоритмизация и программирование – неотъемлемая часть школьного курса информатики и ИКТ, играющая важную роль в развитии логического, алгоритмического, наглядно-образного мышления обучающихся. В базовом курсе информатики и ИКТ время на изучение алгоритмизации и программирования весьма ограничено, что, соответственно, ограничивает и возможности глубокого изучения темы. Поэтому перед учителем информатики и ИКТ стоит непростая задача – продуктивно организовать обучение алгоритмизации и программированию в современных условиях.

Скачать план-конспект и презентацию «Алгоритмы в стихах» ⇓


XI класс
IV четверть
Информатика и ИКТ

Тема: «Составление блок-схем для алгоритмов различных структур».

Цель урока:

  • образовательная: систематизировать знания по теме алгоритмы и способы их записи и применить их на практике, углубление, обобщение и систематизация знаний по блок-схемам;
  • развивающая: развитие логического мышления учащихся через использование субъективного опыта в новых ситуациях, развитие алгоритмического
    мышления, развитие умения анализировать, сравнивать, выделять главное;
  • воспитательная:создать условия для реальной самооценки своих знаний и оценки знаний одноклассников, формирование уважительного отношения
    друг к другу.

Оборудование:

  • Мультимедийный проектор, проекционный экран;
  • Презентация «Алгоритмы в стихах».

Раздаточный материал:

  • Карточки с тестом (Приложение 1)
  • Карточки с иллюстрациями (Приложение 2)

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.

Ход урока

1. Организационный момент. (2 минуты)

2. Повторение основных понятий по теме. (7 минут)

— Предлагаю вам разгадать два ребуса:

Слайд 2
Презентация: Алгоритмы в стихах - Слайд 2

— Вы уже знаете, что такое алгоритм? Напомните мне…

— А как называют того, для кого написан алгоритм?

— Какие способы записи алгоритма вы знаете? Приведите примеры.

— Вспомним, как называются известные вам элементы блок-схемы.

— Какие типы алгоритмов вы знаете? Вспомним их определения. А помогут нам в этом стихи.

Слайд 3
Презентация: Алгоритмы в стихах - Слайд 3

— Какой тип алгоритма вы увидели на данном слайде? Охарактеризуйте его.

— Назовите следующий тип алгоритма и тоже охарактеризуйте его.

Слайд 4
Презентация: Алгоритмы в стихах - Слайд 4

Слайд 5
Презентация: Алгоритмы в стихах - Слайд 5

— Как называется данный тип алгоритма? Дайте его характеристику.

3. Проверка усвоения темы. Работа с тестом. (7 минут)

(Для проверки усвоения темы дается следующий тест (Приложение 1), который выполняется на листочках, после взаимопроверки сдается учителю).

— А теперь поменяйтесь с соседом по парте листочками с тестом и сделаем взаимопроверку.

Слайд 6
Презентация: Алгоритмы в стихах - Слайд 6

4. Отработка навыков на составление блок-схем на примере стихов. (10 минут

Задание: Прочитать стихотворение, определить тип алгоритма и составить блок-схемы.

Слайд 7
Презентация: Алгоритмы в стихах - Слайд 7

— Кто автор этих строк? (А.С. Пушкин)

— Из какого произведения этот отрывок? (Поэма «Руслан и Людмила»)

— Зарисуем блок-схему к данному отрывку. (Вызывается один ученик к доске)

Слайд 8
Презентация: Алгоритмы в стихах - Слайд 8

— Прочитаем стихотворение. Какая алгоритмическая конструкция прослеживается в строчках данного стиха? (Цикл)

— Как вы это определили? Какое ключевое слово натолкнуло вас на данное решение? (Слово «Пока»)

— Зарисуем блок-схему к данному стихотворению. (Вызывается один ученик к доске)

— Посмотрите на схему. Она получилась сложная. Как называется конструкция когда один цикл находится в другом? (Вложенный цикл)

5. Самостоятельная работа по теме. (12 минут)

— Вам даны три иллюстрации (Приложение 2). (Учащиеся получают раздаточный материал с иллюстрациями). Посмотрите внимательно на иллюстрации и определите, какие алгоритмические конструкции они описывают (зарисуйте блок-схему для каждой иллюстрации в тетради). Обоснуйте свой выбор.

(Ребята работают самостоятельно, потом для проверки правильности выполнения самостоятельной работы к каждой иллюстрации к доске вызывается один учащийся.)

Слайд 9
Презентация: Алгоритмы в стихах - Слайд 9

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод, —
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод,
Пришел невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод, —
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, — золотою.

— И так! Первая иллюстрация – с какого она произведения? («Сказка о Рыбаке и Рыбке»)

— Верно! А кто автор данной сказки? (А.С. Пушкин)

— Так какую же алгоритмическую конструкцию описывает данная иллюстрация? (Цикл)

— Зарисуем её на доске.

Слайд 10
Презентация: Алгоритмы в стихах - Слайд 10

— К какому произведению данная иллюстрация? (Сказка «Колобок»)

— Какую алгоритмическую конструкцию вы здесь увидели? (Следование)

— Зарисуем блок-схему к данной иллюстрации.

Слайд 11
Презентация: Алгоритмы в стихах - Слайд 11

Надпись на камне: «Как пряму ехати – живу не бывати – нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному. Направу ехати – женату быти; налеву ехати – богату бытии».

— Как называется данная картина? (Витязь на распутье)

— Кто автор данного произведения? (Виктор Васнецов)

— Из какого литературного произведения взят этот сюжет? (Былина «Илья Муромец и разбойники»)

— Какую алгоритмическую конструкцию вы здесь увидели? (Ветвление)

— Зарисуем блок-схему для третьей иллюстрации.

6. Подведение итогов урока. (5 минуты)

— Что нового для себя узнали вы на уроке? Где могут пригодиться вам эти знания?

— Знаниями, из каких школьных предметов вы пользовались при выполнении заданий?

(Оценка работы учащихся).

7. Домашнее задание (2 минуты)

Слайд 12
Презентация: Алгоритмы в стихах - Слайд 12