Хотите получать новые статьи блога
прямо себе на почту?
Укажите свой e-mail:


WorldSkills Russia
Яндекс.Метрика Интернет-издание Профобразование

Данные. Понятие типа данных

0

Информация, обрабатываемая алгоритмом, программой называется данными. Величина — способ представления данных в алгоритме, программе. Это — отдельный информационный объект, отдельная единица данных. Команды в компьютерной программе определяют действия, выполняемые над величинами. [2]

Для успешного освоения программирования необходимо усвоить следующее правило: всякая величина занимает свое определенное место в памяти ЭВМ (иногда говорят — ячейку памяти). Хотя термин «ячейка» с точки зрения архитектуры современных ЭВМ несколько устарел, однако в учебных целях его удобно использовать.

На уровне команд процессора величина идентифицируется при помощи адреса ячейки памяти, в которой она находится. А значение этих величин определяется двоичным кодом в этой ячейке. [3]

По отношению к программе данные делятся на:

  • исходные данные — это данные, известные перед выполнением алгоритма;
  • выходные (конечные) данные — это результат решения задач;
  • промежуточные данные, которые получаются в процессе вычислений. [1]

Например:

  1. При решении квадратного уравнения: ax2+bx+c=0, исходными данными являются коэффициенты a, b, c; результатами — корни уравнения x1 и x2; промежуточными данными — дискриминант уравнения: D=b2-4ac.
  2. Нахождение площади треугольника по формуле Герона:
    Нахождение площади треугольника по формуле Герона.

    Исходными данными являются длины сторон треугольника: a, b, c;. Результатом — значение площади S. Промежуточными данными — полупериметр p. [2]
    Формула полупериметра

Величины бывают:

  • Постоянная величина (константа) не изменяет своего значения в ходе выполнения алгоритма. Константа может обозначаться собственным значением (числа -56, 8.393) или символическим именем (число π).
  • Переменная величина может изменять своё значение в ходе выполнения алгоритма. Переменная всегда обозначается символическим именем, идентификатором, например: ( V, S, Count). [2]

Например:

  1. Для алгоритма вычисления площади круга необходимо объявить две переменные: переменную R, в которую будет заноситься значение радиуса окружности, и переменную S для вычисления площади круга по формуле S=πR2. А константой здесь является число π≈3.14. [1]

И константам и переменным определяется место в памяти. У всякой величины имеются три основные характеристики: имя, значение, тип.

Имя назначается автором алгоритма, программы в соответствии с правилами, соглашениями. принятыми в используемом языке изложения. С точки зрения синтаксических правил языка переменная — идентификатор, который сопоставлен ей в качестве её имени. Это имя используется для ссылки на значение переменной.

Тип величины определяет множество допустимых значений, которые может принимать величина, множество допустимых действий, которые можно выполнять с этой величиной, а также форма внутреннего представления в памяти.

Типы констант определяются по контексту (т.е. по форме записи в тексте), а типы переменных устанавливаются в описании переменных.

В любой язык входит минимально-необходимый набор основных типов данных, к которому относятся следующие: целый, вещественный, логический и символьный.

Действия над величинами, определяемые алгоритмом или программой основываются на системе следующих понятий: операция — выражение — команда или оператор — система команд.

Операция — простейшее законченное действие над данными.

Выражение — запись в алгоритме или программе, определяющая последовательность операций для вычисления некоторой величины.

Команда — входящее в запись алгоритма типовое предписание исполнителю выполнить некоторое законченное действие. Команды присваивания, ввода, вывода называются простыми командами; команды цикла и ветвления — составными, или структурными командами.

Процесс решения вычислительной задачи — это процесс последовательного изменения значений переменных. В итоге в определённых переменных получается искомый результат. [2]

Литература:

  1. Голицина О.Л., Попов И.И. Основы алгоритмизации и программирования: Учеб. пособие. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М. 2004. — 432 с. — (Серия «Профессиональное образование»).
  2. Лопушанская Н.Д. Алгоритмизация и программирование в базовом курсе «Информатика и ИКТ»: Методические рекомендации. — Воронеж: ВОИПКРО, 2006. — 84 с.
  3. Семакин И.Г., Шестаков А.П. Основы программирования: Учебник. — М.: Мастерство, 2002. — 432 с.