Хотите получать новые статьи блога
прямо себе на почту?
Укажите свой e-mail:


WorldSkills Russia
Яндекс.Метрика Интернет-издание Профобразование

Девиантное поведение подростков

0

Содержание презентации:

  • Различные подходы к определению понятия «Девиантное поведение».
  • Теории и факторы возникновения девиантного поведени.
  • Причины девиантного поведения.
  • Наиболее частые причины подростковой и юношеской девиации.
  • Классификация девиантного поведения по Е.В. Змановской: антисоциальное поведение, асоциальное поведение, аутодеструктивное поведение.
  • Психологическая помощь при девиантном поведении: психологическая привенция, психологическая интервенция.
  • Формы психопрофилактической работы.
  • Основные группы методов коррекции девиантного поведения.


Речь к презентации:

Слайд 2

Во все времена общество осуждало поведение людей, отклоняющееся от общепринятых норм – это прослеживается в философии, религии, искусстве, литературе и многих других видах человеческой деятельности. Думаю, всем знакомо стихотворение Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»:

Крошка сын к отцу пришёл,
и спросила кроха:
– Что такое хорошо и что такое плохо?

Давайте же и мы попробуем в этом разобраться.

Слайд 3

При сборке и подготовке материала к своей презентации, у меня, как у молодого педагога, только начинающей знакомиться с вопросом, связанным с отклоняющимся поведением, неизбежно возник ряд трудностей. Я пролистывала многочисленные пособия, просматривала изловленные в сети Интернет рефераты, и очень скоро сформировала обо всём этом впечатление разрозненности и поверхности изложенного. Мне стало казаться, будто найденные тексты либо безосновательно посягают на всеобщность, либо, напротив, излишне уходят в частности, а то и чередуют одно со вторым. Этот список претензий не исчерпывается, и более того, я заметила в этих текстах попытку авторов рассмотреть и объяснить всё так, как им видится с их точки зрения – каждому со своего поста. Этот пост может располагаться на территории самых разных наук, а, как известно, одна и та же действительность с разных позиций видна по-разному.

Слайд 4

Как замечает Я.М. Гилинский:

«Уже написаны тысячи томов, посвящённых проблемам девиантного поведения, но до сих пор не совсем ясно, что же это такое».

А всё потому, что девиантное поведение – это область междисциплинарных исследований, а не предмет какой-то особой науки.

Слайд 5

Девиантное, отклоняющееся, поведение вызывает живой интерес у психологов, врачей, педагогов, работников правоохранительных органов, социологов, философов. Хотя уже в стадии становления находится новая научная дисциплина – психология девиантного поведения или девиантология.

Слайд 6

Рассмотрим некоторые подходы к определению понятия «Девиантное поведение»:

Педагогический подход
Под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данной социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и культурных ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства норм и ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит.
Медицинский подход
Девиантное поведение – отклонение от принятых в данном обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков, высказываний, совершаемых как в рамках психического здоровья, так и в различных формах нервно-психической патологии, особенно пограничного уровня.
Психологический подход
Девиантное поведение – отклонение от социально-психологических и нравственных норм, представленное либо как ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесенном общественному благополучию, окружающим и себе. В качестве дополнительных признаков выделяются трудности коррекции поведения и особая необходимость в индивидуальном подходе.

Слайд 7

Следовательно, общем виде, девиантным является поведение, отклоняющееся от установленных обществом норм и стандартов, будь то нормы психического здоровья, права, культуры, морали (В.В. Ковалев, И.С. Кон, В.Г. Степанов, Д.И. Фельдштейн и др.), а также поведение, не удовлетворяющее социальным ожиданиям данного общества в конкретный период времени (Н. Смелзер, Т. Шибутани).

Слайд 8

В исследованиях девиантного поведения выделяются несколько направлений, объясняющих причины возникновения такого поведения:

Биологическое объяснение причины девиантного поведения
Во-первых, это физические факторы. Некоторые исследователи склонны считать, что физические данные человека могут вызывать склонность к девиантному поведению. В. Шелдон и Ч. Ломброзо в своих исследованиях доказывали, что людям с некой физической структурой свойственно поведение, отклоненное от социальной нормы. Современные физиономисты поддерживают теорию физических факторов. В своих исследованиях они доказываю, что по чертам лица человека можно определить его склонность к агрессии, вседозволенности и аморальности. Впрочем, на практике часто данная теория не находит подтверждения. Например, когда преступниками становятся люди, которые имеют черты лица, говорящие о порядочности и гармоничности личности. Или, наоборот, люди, у которых физиономисты диагностируют склонность к девиантному поведению, никогда не нарушают социальных норм поведения.

Слайд 9

Психологическое объяснение причины девиантного поведения
Факторы внутренних конфликтов. Основателем теории конфликтов является легендарных психолог Зигмунд Фрейд. Он считал, что внутренний конфликт между Я, бессознательным Я и сверх-Я приводят к потери личностью понятий о норме поведения и реакции на события окружающего мира. Этот процесс происходит на подсознательном уровне, но отображается внешне. Девиантное поведение может быть одним из проявлений дисбаланса ит, эго и суперэго.

Слайд 10

Социологическое объяснение причины девиантного поведения
Социальные факторы. Эта теория гласит о том, что человек имеет девиантное поведение, если его адаптация к среде, в которую он попадает, происходит неудачно. Разочарования разрушают некую грань личности, на месте которой возникает склонность к нестандартному поведению, вредящему окружающим. Простейшим примером является детский коллектив, скажем, школьный класс. Если в школу приходит новенький ученик и не может в первые дни общения установить с одноклассниками нормальные отношения, дети его отвергают. Часто в отместку им и для поднятия собственной самооценки новенький становится непослушным и проблемным учеником. Такого рода девиантное поведение – реакция на несостоявшуюся адаптацию к новой среде. Еще одной социальной причиной девиантного поведения является аномия. Аномией называется отсутствие единой линии поведения у личности. Человек просто не знает, какое поведение в данном обществе и ситуации принято и по этому ведет себя нестандартно, удивляя, а порой и шокируя, окружающих.

Слайд 11

Социально-личностный подход в объяснении девиантного поведения
Сторонниками данного подхода являются С.А.Белокобыльская, В.П.Емельянов, Я.Л.Коломский, А.А.Реан, С.А.Тарарухин и др.

Слайд 12-13

В исследованиях отклоняющегося поведения значительное место отводится изучению его мотивов, причин и условий, способствующих его развитию, возможностей его предупреждения и преодоления.

Конкретные причины отклоняющегося поведения несовершеннолетних:

  1. стремление получить сильные впечатления;
  2. заболевания ребенка;
  3. повышенная возбудимость, неумение контролировать себя;
  4. неблагополучная ситуация в семье;
  5. стремление к самостоятельности и независимости;
  6. недостаток знаний родителей о том, как справляться с трудными педагогическими ситуациями;
  7. отставание в учебе;
  8. пренебрежение со стороны сверстников;
  9. непонимание взрослыми трудностей детей;
  10. недостаточная уверенность ребенка в себе;
  11. отрицательная оценка взрослыми способностей детей;
  12. стрессовые жизненные ситуации;
  13. напряженная социально-экономическая ситуация в жизни ребенка (плохая обеспеченность, безработица родителей);
  14. примеры насилия, жестокости, безнаказанности, получаемые из СМИ;
  15. чрезмерная занятость родителей;
  16. конфликты с родителями;
  17. обилие запретов со стороны родителей (педагогов);
  18. постоянные нарекания, брань в семье;
  19. слабость интеллектуальной сферы ребенка;
  20. повышенная коммуникативность детей;
  21. низкий уровень эмоционально-волевого контроля у детей;
  22. одиночество, непонимание другими;
  23. излишний контроль, авторитарность родителей (педагогов);
  24. неспособность детей сопротивляться вредным влияниям;
  25. генетическая предрасположенность;
  26. неравномерность психофизического и полового созревания;
  27. отсутствие навыков социального поведения;
  28. снижение культуры, интеллектуального уровня;
  29. масса свободного времени;
  30. скука, «просто так»;
  31. желание обратить на себя внимание;
  32. неполные семьи;
  33. экономическая нестабильность;
  34. влияние улицы.

Слайд 14

Среди причин подростковой и юношеской девиантности чаще всего встречаются:

  • причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами;
  • причины социального и психологического характера;
  • причины, связанные с возрастными кризисами.

Слайд 34

Отклоняющееся поведение личности регулируется различными социальными институтами. Общественное воздействие может носить характер правовых санкций, медицинского вмешательства, педагогического влияния, социальной поддержки и психологической помощи. В силу сложного характера поведенческих нарушений их предупреждение и преодоление требует хорошо организованной системы социальных воздействий.

Психологическая помощь как один из уровней рассматриваемой системы играет в ней связующую роль и отличается выраженной гуманистической направленностью. Этот факт получил отражение таких принципах психологической работы, как конфиденциальность, добровольность и личная заинтересованность, принятие человеком ответственность за свою жизнь, взаимное доверие, поддержка, уважение личности и индивидуальности.

Психологическая помощь имеет два ведущих направления — это психологическая превенция (предупреждение, психопрофилактика) и психологическая интервенция (преодоление, коррекция, реабилитация). Рассмотрим каждый вид более подробно.

Слайд 50

Проблема девиантного поведения это обширная тема, и поместить всю информацию в пятиминутную презентацию также невозможно, как поместить всё содержимое чемодана в дамскую сумочку.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!