Хотите получать новые статьи блога
прямо себе на почту?
Укажите свой e-mail:


WorldSkills Russia
Яндекс.Метрика Интернет-издание Профобразование

Информационно-методическое обеспечение как условие, обеспечивающее образовательный процесс (включая средства ИКТ и их соответствие ФГОС)

0

Традиционные методы, формы, средства обучения не соответствуют реалиям модернизационных процессов в системе отечественного образования. Необходимо принципиальное обновление образовательной среды учебных заведений на основе использования комплекса образовательных ресурсов, применения всей совокупности информационно-компьютерных (мультимедиа) технологий. Обновлённая информационно-образовательная среда должна обеспечивать как планирование, так и информационно-методическую поддержку процесса обучения и воспитания студентов.

Информационно-методическое обеспечение как условие, обеспечивающее образовательный процесс (включая средства ИКТ и их соответствие ФГОС)

Теоретический анализ дидактических аспектов функционирования информационно-образовательной среды позволил выделить дидактическую специфику ее методического обеспечения.

Информационно-методическое обеспечение как условие, обеспечивающее образовательный процесс (включая средства ИКТ и их соответствие ФГОС)

Информационно-методическое обеспечение образовательной среды должно:

  • обеспечивает перенос акцента с обучающей деятельности преподавателя на активную самостоятельную учебную деятельность студента;
  • ориентировать в обучении не на результат обучения, а на процесс освоения новой информации и применения ее для получения результата деятельности;
  • предоставлять студенту свободы выбора средств выполнения учебного задания;
  • способствовать формированию и развитию критического мышления, ответственности за результаты своего учения, готовности публично представлять результат своей работы;
  • способствовать формированию компетенций самостоятельно получать новые знания, способности и готовности к смене профессиональной специализации или профессии.

Опытное внедрение информационно-методического обеспечения позволяет выделить профессиональную специфику дисциплинарного уровня информационно-образовательной среды, которая проявляется следующим образом:

Информационно-методическое обеспечение как условие, обеспечивающее образовательный процесс (включая средства ИКТ и их соответствие ФГОС)

  • при подготовке лекционных материалов — преобладание электронных учебных материалов, структурно адаптированных к динамическим изменениям содержания и технологий подготовки будущих специалистов на основе гипертекста;
  • при подготовке заданий для семинарских, практических занятий — в преобладании инструктивно-детальных рекомендаций к учебному заданию и в укрупненных алгоритмах выполнения учебного задания, в управляемой разработке методических рекомендаций для применения ИКТ студентами;
  • при подготовке заданий для самостоятельной работы студентов — в формализации учебно-профессионального задания, активном применении средств визуализации и в неформальном учебно-профессиональном задании при свободе выбора ИКТ-средств для реализации задания, а также в самостоятельной разработке методических рекомендаций по применению новых ИКТ, их апробации во взаимодействии с одногруппниками.

Информационно-методическое обеспечение как условие, обеспечивающее образовательный процесс на специальности 09.02.02 «Компьютерные сети»:

  • Компьютерные презентации занятий или их фрагментов являются наиболее распространенным способом использования преподавателями специальности информационных технологий при проведении занятий. Широкое использование мультимедийных презентаций в учебном процессе можно объяснить большим количеством возможностей программы MS PowerPoint, таких как, размещение текста, таблиц, схем, диаграмм, рисунков, фотографий, видео, которые можно сопроводить звуком и анимационными эффектами. Использование мультимедийных презентаций позволяет сделать урок более наглядным, повысить уровень восприятия материала, сконцентрировать внимание студентов на важных моментах изучаемой темы, тем самым повысить качество усвоения материала.

Информационно-методическое обеспечение как условие, обеспечивающее образовательный процесс (включая средства ИКТ и их соответствие ФГОС)

  • Учебные видеоматериалы так же часто применяются в учебном процессе. Сложность в подборе необходимых материалов заключается в том, что в связи с тем, что содержание учебных кинофильмов должно полностью соответствует программе дисциплины. Тем не менее, преподаватели используют видеоматериалы обучающего характера.

Информационно-методическое обеспечение как условие, обеспечивающее образовательный процесс (включая средства ИКТ и их соответствие ФГОС)

Наиболее широко видеоматериалы применяются на занятиях:

  • Инженерная компьютерная графика (Авилкина Т.П., Вечеркина А.И.)
  • Технические средства информатизации (Поликанов А.В.)
  • Операционные системы (Авилкина Т.П., Поликанов А.В.)
  • Технологии создания Web-ресурсов (Авилкина Т.П., Вечеркина А.И.)
  • Элементы математической логики (Вечеркина А.И.)
  • Основы программирования и баз данных (Вечеркина А.И., Олейников А.А.)

Опыт преподавателей, применяющих на своих занятиях видеофильмы, показывает, что студенты более эффективно воспринимают просмотренный материал, активно участвуют в его обсуждении, развивают наглядно-образный тип памяти, профессиональную наблюдательность, учатся правильно и красиво говорить, отстаивать и доказывать свою точку зрения. А при отсутствии студента на занятии, позволяют самостоятельно изучит тему.

  • На данный момент на специальности имеется большое количество электронных изданий, справочников, методических рекомендаций и пособий, к которым студенты чаще всего обращаются при практической или самостоятельной работе.

Информационно-методическое обеспечение как условие, обеспечивающее образовательный процесс (включая средства ИКТ и их соответствие ФГОС)

  • Тестовые и контролирующие программы, применяемые на специальности, позволяют быстро установить обратную связь с обучающимися, внести коррективы в их знания, стимулировать подготовку к каждому занятию. А также экономить время преподавателя; снизить уровень тревожности и эмоционального напряжения при контроле знаний; объективно выставлять оценки. Вследствие объективности выставления оценок, студенты адекватно оценивают свои возможности и тем самым критически относятся к своим успехам. Использование тестовых и контролирующих программ помогает проверить знания при проверке домашнего задания, при выполнении практических работ, при проведении экзаменов, как по дисциплинам, так и итогового междисциплинарного экзамена по специальности.

Информационно-методическое обеспечение как условие, обеспечивающее образовательный процесс (включая средства ИКТ и их соответствие ФГОС)

  • Тренажер не только имитирует реальную установку, но и позволяют закрепить знания и получить навыки их практического применения в ситуациях, моделирующих реальные.

Информационно-методическое обеспечение как условие, обеспечивающее образовательный процесс (включая средства ИКТ и их соответствие ФГОС)

  • Преподаватели в учебном процессе активно сами применяют сервисы Web 2.0, и привлекают к их использованию студентов. Данные сервисы позволяют автоматизировать процесс выполнение СРС.
  • Информационно-методическое обеспечение как условие, обеспечивающее образовательный процесс (включая средства ИКТ и их соответствие ФГОС)

      • Авторские сайты и персональные страницы преподавателей, разработка их методического сопровождения позволяет повысить качество образования, информационно-коммуникативную культуру участников образовательного и воспитательного процессов, создать интерактивную среду обучения.

      Информационно-методическое обеспечение как условие, обеспечивающее образовательный процесс (включая средства ИКТ и их соответствие ФГОС)

      Оценивая эффективность применения ИКТ на специальности, можно отметить существенные преимущества:

      • формирование у обучающихся исследовательских способностей, готовности принимать оптимальные решения, основных способов работы с информацией;
      • развитие коммуникативных способностей, личностных качеств для продуктивного сотрудничества в условиях информационного общества;
      • повышение уровня знаний студентов, ускорения и улучшения подачи материала, активизации обучения, что позволяет повысить эффективность обучения в случае, если требуется подача большого и достаточно трудного для усвоения студентами материала.

      В процессе преподавания с использованием ИКТ педагоги учитывают ряд принципиальных требований:

      • применять наглядные способы представления учебного материала с использованием мультимедиа, обеспечивать доступ к необходимым информационным ресурсам;
      • использовать компьютерные технологии на всех изучаемых дисциплинах и МДК в течение всего учебного процесса;
      • обеспечивать свободу выбора методики, стиля и средств обучения с целью выявления творческих индивидуальных способностей обучаемого в сочетании с возможностью их коллективной деятельности на основе информационных технологий и телекоммуникационных систем;
      • создавать и применять на занятиях научно и методически обоснованные системы преподавания дисциплин (МДК) с использованием компьютерных технологий.

      Только наличие современного компьютерного и программного обеспечения, оптимальная и рациональная организация учебной и учебно-методической работы позволят повышать мотивацию и качество подготовки студентов в нашем колледже, так как теоретическая подготовка преподавателей в области применения ИТ в обучении повышается, а также совершенствуются практические навыки владения прикладным программным обеспечением. Следовательно, круг приобретенных компетенций студентов становится шире и соответствует требованиям современного образования.

      Информационно-методическое обеспечение как условие, обеспечивающее образовательный процесс (включая средства ИКТ и их соответствие ФГОС)