Хотите получать новые статьи блога
прямо себе на почту?
Укажите свой e-mail:


WorldSkills Russia
Яндекс.Метрика Интернет-издание Профобразование

Интерактивные методы обучения

0

Будущий специалист должен быть наделен такими качествами, как: гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно при-обретать необходимые ему знания, применять эти знания на практике для решения разнообразных проблем. Уметь самостоятельно критически мыслить, грамотно работать с информацией, быть коммуникабельным, контактировать с представителями различных социальных групп, уметь работать с ними сообща, в разных областях, в различных ситуациях. Эти качества не формируются сами собой. Нам, преподавателям, необходимо создавать такие ситуации, попадая в которые наши студенты осознали бы необходимость воспитания их у себя. К таким ситуациям имеют право быть отнесены интерактивные методы обучения.

«Интерактивные методы обучения, как наиболее эффективный способ реализации компетентностного подхода при подготовке студентов специальности 09.02.02 «Компьютерные сети»

В педагогической науке разработаны многочисленные классификации методов обучения. По той роли, которая отводится учащемуся в процессе обучения, различают следующие:

  • пассивная: обучаемый выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит);
  • активная: обучаемый выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания);
  • интерактивная: предполагает активное взаимодействие обучаемого с обучающим, то есть студента с преподавателем, а также каждого студента с остальными студентами группы.

«Интерактивные методы обучения, как наиболее эффективный способ реализации компетентностного подхода при подготовке студентов специальности 09.02.02 «Компьютерные сети»

И здесь полезно ввести «таксономию» Б.Блума – таблицу уровней и образовательных целей, разработанную группой американских психологов и педагогов под руководством профессора Б.Блума, согласно которой, уровень «знание» (информация) является начальным этапом обучения, хотя и очень важным, обязательным, базовым. Затем последовательно расположены следующие уровни, в порядке нарастания их сложности: понимание – применение – анализ – синтез – оценка. Совершенно очевидно, что пассивные методы обучения могут способствовать достижению образовательных целей только первых двух уровней, в то время как интерактивные методы – достижению образовательных целей всех уровней.

«Интерактивные методы обучения, как наиболее эффективный способ реализации компетентностного подхода при подготовке студентов специальности 09.02.02 «Компьютерные сети»

Сам термин «интерактивное обучение» применяется по-разному. По-скольку сама идея подобного обучения возникла в середине 1990-х годов с по-явлением первого веб-браузера и началом развития Интернет, ряд специалистов трактует это понятие как обучение с использованием компьютерных сетей и ресурсов Интернета. Вполне допустимо и более широкое толкование, как «способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком)».

Внедрение интерактивных форм обучения – одно из актуальных направлений совершенствования подготовки студентов в современном СУЗе. Основные методические инновации связаны сегодня с примирением именно интерактивных методов обучения. Согласно п. 7.3. ООП специальности 09.02.02 «Компьютерные сети» «реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий … в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся».

«Интерактивные методы обучения, как наиболее эффективный способ реализации компетентностного подхода при подготовке студентов специальности 09.02.02 «Компьютерные сети»

Цель: использование интерактивных форм обучения при подготовке студентов специальности 09.02.02 «Компьютерные сети», как наиболее эффективного способа реализации компетенстного подхода.

«Интерактивные методы обучения, как наиболее эффективный способ реализации компетентностного подхода при подготовке студентов специальности 09.02.02 «Компьютерные сети»

Задачи:

  • Подобрать наиболее эффективные интерактивные формы обучения под специфику специальности;
  • Внести корректировку в рабочие программы с учётом применения интерактивных методов проведения занятий и активно внедрять их в свою педагогическую практику;
  • Провести диагностику полученных результатов посредством обратной связи и разработать дальнейший маршрут развития.

Таблица 1. Анализ рабочих программ на долю занятий,
проводимых с применением интерактивных методов обучения

«Интерактивные методы обучения, как наиболее эффективный способ реализации компетентностного подхода при подготовке студентов специальности 09.02.02 «Компьютерные сети»

Диаграмма 2. Анализ рабочих программ на долю занятий,
проводимых с применением интерактивных методов обучения

«Интерактивные методы обучения, как наиболее эффективный способ реализации компетентностного подхода при подготовке студентов специальности 09.02.02 «Компьютерные сети»

Для решения учебных и воспитательных задач мною используются следующие интерактивные методы:

«Интерактивные методы обучения, как наиболее эффективный способ реализации компетентностного подхода при подготовке студентов специальности 09.02.02 «Компьютерные сети»

1. Творческие задания. К творческим заданиям я отношу процесс составления интеллект карт. Идея использования данного метода возникла ещё в 2012 г. Тогда мною были приняты попытки научить студентов с помощью интеллект карт конспектировать лекции. Но учащиеся предпочли нововведению традиционный способ – линейный конспект. В 2014 году была вновь принята попытка внедрить метод ментальных карт в образовательный процесс, но уже как способ обобщения и систематизации полученных знаний. На этот раз – эксперимент удался!

«Интерактивные методы обучения, как наиболее эффективный способ реализации компетентностного подхода при подготовке студентов специальности 09.02.02 «Компьютерные сети»
«Интерактивные методы обучения, как наиболее эффективный способ реализации компетентностного подхода при подготовке студентов специальности 09.02.02 «Компьютерные сети»

Картирование мышления помогает лучше использовать возможности мозга, поскольку оно позволяет:

  • объединить информацию
  • отобразить взаимосвязи
  • визуализировать мысли

«Интерактивные методы обучения, как наиболее эффективный способ реализации компетентностного подхода при подготовке студентов специальности 09.02.02 «Компьютерные сети»

2. Метод творческих проектов. Специфика преподаваемых мною спец-дисциплин такова, что позволяет в полной мере использовать данный метод в образовательном процессе и развивать у студентов ОК и ПК.

«Интерактивные методы обучения, как наиболее эффективный способ реализации компетентностного подхода при подготовке студентов специальности 09.02.02 «Компьютерные сети»

3. Метод работы в малых группах я практикую совместно с методом творческих проектов, а также при организации учебных занятий в игровой форме или в форме дебата (который также относят к интерактивным методам обучения), на которых студенты учатся работать в команде.

Проведение занятий с использованием метода работы в малых группах

МДК 01.02 «Математический аппарат для построения компьютерных сетей»
Практическое занятие в форме интерактивной игры «Математический марафон»

«Интерактивные методы обучения, как наиболее эффективный способ реализации компетентностного подхода при подготовке студентов специальности 09.02.02 «Компьютерные сети»

МДК 02.03 «Технологии создания веб-ресурсов»
Занятие в форме дебата «Фриланс ЗА и ПРОТИВ»

«Интерактивные методы обучения, как наиболее эффективный способ реализации компетентностного подхода при подготовке студентов специальности 09.02.02 «Компьютерные сети»

Дисциплина «Основы программирования и баз данных»
Работа с учебниками в малых группах:
конспектирование материала в форме интеллект-карты

«Интерактивные методы обучения, как наиболее эффективный способ реализации компетентностного подхода при подготовке студентов специальности 09.02.02 «Компьютерные сети»

Дисциплина «Основы программирования и баз данных»
Работа в малых группах над творческими проектами

«Интерактивные методы обучения, как наиболее эффективный способ реализации компетентностного подхода при подготовке студентов специальности 09.02.02 «Компьютерные сети»

4. Занятие-презентация на основе современных мультимедийных средств. Для защиты творческих проектов всегда в моих рабочих программах отводится специально занятие, на котором студенты презентуют свои проекты. Подобные презентации работ позволяют учащимся справить-ся с боязнью выступления перед публикой, развивают умение отстаивать свою точку зрения посредством аргументированных ответов.

Занятие-презентация на основе современных мультимедийных средств

Учебная практика 02.03. «Технологии создания Web-ресурсов».
Разработка персональной страницы средствами HTML, CSS и Adobe Photoshop

«Интерактивные методы обучения, как наиболее эффективный способ реализации компетентностного подхода при подготовке студентов специальности 09.02.02 «Компьютерные сети»

Дисциплина «Основы программирования и баз данных»
Разработка программных продуктов в среде программирования Delphi

«Интерактивные методы обучения, как наиболее эффективный способ реализации компетентностного подхода при подготовке студентов специальности 09.02.02 «Компьютерные сети»

5. Метод кейсов. При презентации творческих проектов в обязательном порядке всегда идёт анализ выбранного решения поставленной задачи. Это своего рода коллективная работа над ошибками (метод кейсов).

На дисциплине «Основы программирования и БД» для углубления теоретических знаний и совершенствования практических навыков студентам в качестве СРС раздаются творческие проекты, которые необходимо реализовать в среде программирования Delphi. Несмотря на похожесть заданий, каждая творческая группа ищет свои пути её решения и на защите аргументирует свой выбор. Множество противоречивых критериев выбора и отсутствие оконча-тельной оценки критерия эффективности приводят к спорам при обсуждении таких ситуаций. Их привлекательность – близость к жизни, реальности, практике. Результативность используемого метода увеличивается благодаря аналитической работе студентов, когда они могут узнать и сравнить несколько вариантов решения одной проблемы. Такой пример помогает расширению индивидуального опыта анализа и решения проблемы каждым студентом.

По итогам УП 02.03. студенты разбиваются на группы, им раздают темы творческих проектов. Каждая группа должна создать веб-ресурс, выбрав наиболее оптимальную технологию его реализации (HTML+CSS, Flash, PHP+MySQL или CMS) и на защите аргументировать свой выбор. Другие группы совместно с преподавателями проводят анализ (обсуждение) проектов. Особое внимание уделяется аргументации и степени доказательности выбранного решения.

Так как анализ конкретной ситуации – групповая работа, то решение проблемы проходит в форме открытых дискуссий. Важным моментом является развитие познавательной деятельности и принятие чужих вариантов решения проблемы без предвзятости. Что позволяет студентам развивать умение анализировать производственные ситуации и вырабатывать самостоятельные решения, что необходимо каждому специалисту.

6. Интерактивные лекции.

а) Лекция-визуализация. Для организации учебно-познавательной деятельности учащихся с первых дней работы преподавателем широко использую различные информационные технологии: это создание собственных презентаций, фильмов, тестов и т.д.

«Интерактивные методы обучения, как наиболее эффективный способ реализации компетентностного подхода при подготовке студентов специальности 09.02.02 «Компьютерные сети»

б) Просмотр и обсуждение видеофильмов. При проведении занятий практикую просмотр как учебных, документальных, так и художественных фильмов. Видеофильмы использую на любом из этапов занятий в соответствии с его темой и целью, а не только как дополнительный материал.

Перед показом фильма ставлю перед учащимися несколько (3-5) ключевых вопросов. В ходе просмотра, останавливаю фильм на заранее отобранных кадрах и провожу дискуссию. В конце всегда обязательно совместно с обучаемыми подвожу итоги, учащиеся озвучивают извлеченные выводы. Просмотр видеофильмом развивает у студентов критическое мышление.

Таблица 3. Перечень фильмов для просмотра на лекционных занятиях

«Интерактивные методы обучения, как наиболее эффективный способ реализации компетентностного подхода при подготовке студентов специальности 09.02.02 «Компьютерные сети»

в) Лекция «пресс-конференция» и мастер-классы. Согласно ФГОС 3-го поколения в рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компа-ний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

В I семестре этого года в КС-31 группе на занятии по МДК 02.03 «Технологии создания Web-ресурсов» был проведён мастер-класс Дарьей Шибаровой, студенткой КС-41 группы, призёра Регионального чемпионата Воронежской области по профессиональному мастерству WorldSkills Russia в компетенции «Веб-дизайн».

МДК 02.03. «Технологии создания Web-ресурсов»
Мастер-класс Дарьей Шибаровой, студенткой КС-41 группы,
призёра Регионального чемпионата Воронежской области
по профессиональному мастерству WorldSkills Russia в компетенции «Веб-дизайн»
Тема мастер-класса «Виды вёрстки»

«Интерактивные методы обучения, как наиболее эффективный способ реализации компетентностного подхода при подготовке студентов специальности 09.02.02 «Компьютерные сети»

С 2014 года я стала практиковать учебные занятия с приглашением на них выпускников колледжа нашей специальности. Так в I семестре в КС-31, и во II — в КС-21 2014-2015 учебного года была организована встреча с выпускником 2009 г. Анатолием Бабаком, программистом компании NetCracker.

Лекции проходили в форме пресс-конференции. Студенты заранее готовили интересующие их вопросы, зная какой профессии к ним придёт человек для беседы. Далее вопросы систематизировались, выстраивались в логическую цепочку.

Лекции-пресс-конференции
с выпускником нашего колледжа (2009 г.
специальности 230106 «Технической обслуживание
средств вычислительной техники и компьютерных сетей»)
Анатолием Бобаком, программистом компании NetCracker

УП 02.03. «Технологии создания Web-ресурсов»
3 курс, КС-31 группа, 2014 г.

«Интерактивные методы обучения, как наиболее эффективный способ реализации компетентностного подхода при подготовке студентов специальности 09.02.02 «Компьютерные сети»

Дисциплина «Основы программирования и баз данных»
2 курс, КС-21 группа, 2015 г.

«Интерактивные методы обучения, как наиболее эффективный способ реализации компетентностного подхода при подготовке студентов специальности 09.02.02 «Компьютерные сети»

Активизация деятельности слушателей на лекции-пресс-конференции достигается за счет адресованного информирования каждого лично. Необходимость сформулировать вопрос и грамотно его задать активизирует мысли-тельную деятельность, а ожидание ответа на свой вопрос концентрирует внимание слушателя. Вопросы в большинстве случаев носят проблемный характер и являются началом творческих процессов мышления. Личностное, профессиональное и социальное отношение лектора к поставленным вопросам и ответом на них, оказывает воспитательное влияние на обучающихся. Опыт участия в лекции-пресс-конференции позволяет слушателям отрабатывать умения задавать вопросы и отвечать на них, выходить из трудных коммуникативных ситуаций, формировать навыки доказательства и опровержения, учета позиции человека, задавшего вопрос.

7. Системы дистанционного обучения.

а) Персональный блог – такой образовательный инструмент, позволяет организовать учебно-познавательную деятельность студента по изучению предмета в любое удобное для него время.

Диаграмма 3. Целевая аудитории персонального блога по возрастной градации
по данным Яндекс.Метрика

«Интерактивные методы обучения, как наиболее эффективный способ реализации компетентностного подхода при подготовке студентов специальности 09.02.02 «Компьютерные сети»

б) Социальные сети. Кроме всего вышесказанного, я всегда открыта для общения в сети Интернет. В основном, дополнительные консультации мои студенты получают в социальной сети ВКонтакте. (Приложение 13) Учащиеся учатся правильно формулировать вопросы, получаю навыки деловой переписки.

Диаграмма 4. Доля обучающихся (по группам),
имеющая возможность получить консультацию
по средствам социальной сети ВКонтакте

«Интерактивные методы обучения, как наиболее эффективный способ реализации компетентностного подхода при подготовке студентов специальности 09.02.02 «Компьютерные сети»

Диаграмма 5. Доля обучающихся (от общего числа моих студентов),
имеющая возможность получить консультацию
по средствам социальной сети ВКонтакте

«Интерактивные методы обучения, как наиболее эффективный способ реализации компетентностного подхода при подготовке студентов специальности 09.02.02 «Компьютерные сети»

А в марте этого года запущен проект on-line обучения (Hello, World!), была сформирована творческая группа. Учащиеся получают информацию через группу ВКонтакте (методички, справочную литературу, видео-уроки) и реализовывают общий проект, параллельно изучая язык веб-программирования PHP.

в) Системы дистанционного обучения. Хороший специалист должен непрерывно учиться, поэтому своих студентов я приобщаю к системам дистанционного обучения, такие как Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ» и «ШКОЛА ПРОГРАММИРОВАНИЯ». В них учащиеся могут восполнить пробелы в знаниях или изучить что-то новое за рамками образовательной программы, а также получить сертификат о прохождении курсов повышения квалификации.

Обучение студентов в Национальном Открытом Университете «Интуит»

По курсу «Программирование на языке Pascal»
Арсен Арустамян, студент КС-21 группы

«Интерактивные методы обучения, как наиболее эффективный способ реализации компетентностного подхода при подготовке студентов специальности 09.02.02 «Компьютерные сети»

По курсу «Введение в HTML»
Максим Акимов, Дмитрий Бочарников, студенты КС-31 группы

«Интерактивные методы обучения, как наиболее эффективный способ реализации компетентностного подхода при подготовке студентов специальности 09.02.02 «Компьютерные сети»«Интерактивные методы обучения, как наиболее эффективный способ реализации компетентностного подхода при подготовке студентов специальности 09.02.02 «Компьютерные сети»

Существует определенная закономерность обучения, описанная американскими исследователями Р. Карникау и Ф. Макэлроу: человек помнит 10% прочитанного; 20% – услышанного; 30% – увиденного; 50% – увиденного и услышанного; 80% – того, что говорит сам; 90% – того, до чего дошел в деятельности. Таким образом, можно утверждать, что использование интерактивных методов помогает повысить эффективность учебного процесса.

Это подтверждает и обратная связь, полученная от самих обучающихся: студенты проявляют больший интерес к интерактивным лекциям, творческим заданиям и работе в команде.

Какое задание вы предпочтёте выполнить?

  • Традиционное (решить задачу, написать программу)
  • Творческое (нарисовать интеллект-карту, составить кроссворд)

«Интерактивные методы обучения, как наиболее эффективный способ реализации компетентностного подхода при подготовке студентов специальности 09.02.02 «Компьютерные сети»

Вам раздали темы творческих проектов. В какой форме вы предпочтёте его выполнить?

  • Один
  • В команде одногруппников

«Интерактивные методы обучения, как наиболее эффективный способ реализации компетентностного подхода при подготовке студентов специальности 09.02.02 «Компьютерные сети»

У вас лекция. В какой бы форме вы предпочли получить новую информацию?

  • Чтобы преподаватель просто рассказал новую тему, а я по ходу лекции делал конспект
  • Было бы не плохо, если бы свой рассказ преподаватель сопровождал презентацией
  • Посмотреть фильм по теме лекции и потом вместе с преподавателем и одногруппниками его обсудить

«Интерактивные методы обучения, как наиболее эффективный способ реализации компетентностного подхода при подготовке студентов специальности 09.02.02 «Компьютерные сети»

Какая форма защиты творческих проектов для вас более предпочтительна?

  • Индивидуальная – только преподаватель видит наши проекты, я заслушиваю критику и похвалы только от преподавателя
  • Открытая защита – свой проект я демонстрирую группе и преподавателю, успехи и недочеты выявляются в общей дискуссии

«Интерактивные методы обучения, как наиболее эффективный способ реализации компетентностного подхода при подготовке студентов специальности 09.02.02 «Компьютерные сети»

Однако открытая защита проектов пока студентов «пугает», по таким объективным причинам, как боязнь публичного выступления и общественной критики. Над этими аспектами ещё пройдется поработать.

Из всего вышесказанного следует сделать вывод, что сами методы тре-буют глубокой разработки, детализации составляющих их приёмов, правильной организации учебной деятельности студентов в режиме интерактивной деятельности, с учётом особенностей преподаваемой дисциплины.

Нынешней задачей разработчиков учебных программ среднего специального образования является анализ процесса обучения с точки зрения обучаемых, а не преподавателей, что позволяет обогатить качество учебного опыта, получаемого студентами. Интерактивные методы могут применяться при проведении аудиторных занятий, при самостоятельной работе студентов и других видах учебных занятий.

«Интерактивные методы обучения, как наиболее эффективный способ реализации компетентностного подхода при подготовке студентов специальности 09.02.02 «Компьютерные сети»

При использовании интерактивных форм роль преподавателя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Участники обращаются к социальному опыту – собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные за-дачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы.

Преподаватель наряду с предоставлением возможности получения новых знаний и приобретением новых навыков профессиональной деятельности приобщает участников обучения к самостоятельному поиску. Активность преподавателя уступает место активности студентов, его задачей становится создание условий для их инициативы.

Несмотря на существование противников интерактивных методов обучения, следует отметить, что педагог в своей работе должен творчески объединять как традиции, так и новаторство.

Из всего выше сказанного, в своей педагогической деятельности ставлю следующие планы развития на будущее:

  • пересмотреть содержание рабочих программ таким образом, чтобы доля интерактивных методов обучения в них была не менее 40%;
  • на основе полученной обратной связи провести корректировку уже используемых интерактивных методов обучения;
  • искать новые интерактивные методы обучения и внедрять их в образовательный процесс.