Хотите получать новые статьи блога
прямо себе на почту?
Укажите свой e-mail:


WorldSkills Russia
Яндекс.Метрика Интернет-издание Профобразование

Профессиональное самосовершенствование в педагогической деятельности

0

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретический анализ источников по проблеме профессионального самосовершенствования в педагогической деятельности
1.1. Психолого-педагогическая характеристика процесса самосовершенствования
1.2. Формы и принципы профессионального самосовершенствования
Глава 2. Практический анализ процесса профессионального самосовершенствования в педагогической деятельности
2.1. Способность педагога к профессиональному самосовершенствованию и источники активности
2.2. Анализ этапов профессионального самосовершенствования педагога
Заключение
Список используемой литературы

Введение

В современных социокультурных условиях, в период смены парадигмы образования от знаниевой к компетентностной, приоритетными становятся профессиональное и личностное развитие. Изменяется стратегическая направленность образования, оно должно перестать преимущественно ориентироваться на передачу знаний (тем более что знания постоянно устаревают). Теперь целью должно стать овладение базовыми общекультурными и профессиональными компетенциями, из которых важнейшая роль принадлежит компетенциям, позволяющим самостоятельно находить и осваивать необходимые знания, формировать новые умения. В результате этих перемен особую актуальность приобретает проблема профессионального самосовершенствования.

Основная миссия современного средне-специального образования заключается в формировании инициативного, творческого кадрового потенциала общества, способного противостоять негативным проявлениям происходящих изменений. При этом важнейшей ценностью результатов образования является человек, способный к поиску и освоению новых знаний, принятию нестандартных решений. Сегодня требуются специалисты, способные быстро реагировать на изменения в образе деятельности, стили жизни и мышления, готовые самостоятельно принимать решения по широкому кругу проблем, нести ответственность за принятые решения, быть профессионалами в своей области деятельности.

Что касается преподавательского состава ССУЗов, то в настоящее время обществу нужен педагог мобильный, стремящийся к непрерывному образованию и совершенствованию своих личностных и профессиональных качеств. В результате всего вышесказанного определяющим фактором успешности педагога, а значит, и востребованности на рынке образовательных услуг, в период профессиональной деятельности выступает наличие у него внутреннего стремления к постоянному самообразованию и самосовершенствованию, расширению научного и общекультурного кругозора, поскольку только саморазвивающийся педагог способен воспитать саморазвивающегося ученика, и только конкурентоспособный педагог способен взрастить конкурентоспособную личность.

Однако, проблема профессионального самосовершенствования в педагогической деятельности при всей её актуальности остаётся ещё малоизученной, требует дальнейшей теоретической и особенно практической разработки.

ГЛАВА 1. Теоретический анализ источников
по проблеме профессионального самосовершенствования
в педагогической деятельности

1.1. Психолого-педагогическая характеристика процесса самосовершенствования

Уникальность социально-культурной, экономической ситуации России сегодняшнего дня состоит в том, что необходимость преобразований в обществе ставит проблему развития человека в ранг приоритетных задач. Практика показывает, что существующие ныне целенаправленно-организуемые формы подготовки уже не могут охватить тот большой круг задач, которые встают перед специалистами, исходя из современных требований. Результаты практической деятельности, а также целевые психолого-педагогические исследования в различных системах труда свидетельствуют, что профессиональное самосовершенствование всегда есть результат осознанного взаимодействия специалиста с конкретной социальной средой, в ходе которого он реализует потребности выработать у себя такие личностные качества, которые дают успех в профессиональной деятельности и в жизни вообще.[17]

Интенсивно развивающаяся в последнее время наука акмеология (от греч. acme – расцвет, вершина) рассматривает саморазвитие и самосовершенствование специалиста как основные условия становления его как полноценного субъекта своей жизни и профессиональной деятельности, способного достичь максимума мастерства, личностной и профессиональной зрелости и полностью реализовать свой творческий потенциал.

Условия и закономерности достижения вершин профессионализма деятельности и личности педагога исследует педагогическая акмеология. Истоками педагогической акмеологии, как и общей акмеологии, являются труды Н. В. Кузьминой и представителей ее научной школы.[1]

В предметную область педагогической акмеологии входят: закономерности и механизмы достижения вершин не только индивидуальной, но и коллективной педагогической деятельности; исследование процессов поэтапного становления педагога-акмеолога; мотивы профессиональных достижений в педагогической деятельности; траектории достижения профессионализма в сфере педагогики.

Профессионализм педагога рассматривается с акмеологических позиций как совокупность устойчивых свойств его личности, обеспечивающих высокую продуктивность педагогической деятельности с гуманистической направленностью. Педагогический профессионализм проявляется не только в высокой результативности профессиональной деятельности, но и в гуманистической ориентации на развитие личности обучающихся в процессе преподавания отдельных учебных предметов, в выборе преподавателем методов и приемов педагогической деятельности с учетом мотивов и ценностных ориентаций студентов, в подготовке обучающихся к непрерывному образованию и самообразованию.[1]

Исходную базу самосовершенствования личности педагога образуют осознание им своей профессиональной роли, осмысление возможных педагогических решений и их последствий, обобщение своей профессиональной деятельности и прогнозирование ее перспектив, способность и готовность к самоконтролю и саморазвитию. В основе этого процесса лежит психологический механизм постоянного преодоления внутренних противоречий между наличным уровнем профессионализма («Я-реальное профессиональное») и некоторым воображаемым (моделируемым) его состоянием («Я-идеальное профессиональное») (см. рис. 1) и в своей процессуальной логике представляет собой «движение» педагогического сознания по «вертикали»; это целенаправленный, осознанный и непрерывный поиск и анализ роста на основе внутреннего побуждения учителя, расширение его субъективного бытия. Динамика и направленность профессионально-личностного самосовершенствования педагога опосредованы субъективно-рефлексивным развитием учителя.[6]

Процесс профессионального самосовершенствования

Рис. 1. Процесс профессионального самосовершенствования

Как видно из Рис. 1, источники профессионального самосовершенствования педагога находятся в социальном окружении.

Самосовершенствование как социальный процесс базируется на требованиях общества и профессии к личности педагога. Причем, успешное самосовершенствование педагога предполагает, что планка требований должна быть немного выше его текущих умений и навыков. Только в этом случае возникает противоречие между имеющимся и желаемым, и работа над собой принесёт ощутимый результат.

Следующей важной предпосылкой, обуславливающей начало процесса самосовершенствования, является отношение самого педагога к этим предъявляемым требованиям. «Лишь самостоятельно проанализировав свои качества и сопоставив их с требованиями, сможет дать оценку своим профессиональным качествам и почувствовать, над чем ему нужно работать в первую очередь».[6]

Вывод 1: Следовательно, если источник профессионального самосовершенствования в педагогической деятельности находится в социальном окружении педагога, то движущие силы этого процесса следует искать внутри личности педагога – в виде мотивов профессионального самосовершенствования.

1.2. Формы и принципы профессионального самосовершенствования

Процесс самосовершенствования педагога осуществляется в двух взаимосвязанных формах – самовоспитания и самообразования, взаимно дополняющих друг друга, оказывающих взаимное влияние на характер работы человека над собой. Вместе с тем это два относительно самостоятельных процесса, которые предполагают как общие, так и особые условия их организации.

Самовоспитание является сознательную работу педагога по систематическому развитию у себя положительных и устранению негативных качеств личности[18] в трёх направлениях:

  1. адаптирование своих индивидуально-неповторимых особенностей к требованиям педагогической деятельности;
  2. постоянное повышение профессиональной компетентности;
  3. непрерывное развитие социально-нравственных и других свойств личности.[3]

Профессиональное самообразование – это «целенаправленную, определённым образом осуществляемую познавательную деятельность педагога по овладению общечеловеческим опытом, методологическими и специальными знаниями, профессиональными умениями и навыками, необходимыми для совершенствования педагогического процесса».[9]

Традиционно самообразование считается приобретением знаний путём самостоятельных занятий, т.е. как самостоятельное обучение (научение). Другая трактовка связана с пониманием его как самосозидания, самостроительства человека, производимого через просвещение себя, самостоятельное приобщение к культуре. Самообразование представляет собой один из основных путей самоопределения и самосовершенствования человека, так как только через вхождение в культуру он образует тот идеальный образ себя, который является ориентиром в его движении к лучшему, высшему в себе.

Таким образом, самообразование не сводится к простому накоплению информации. «Образоваться – значит понять других, себя, смысл жизни, свою ответственность перед жизнью, перед культурой. Следовательно, для развивающегося человека культура – и непосредственная форма существования (жизнь, энергия, общение), и основание для самоопределения, для сознательного делания себя». Русский философ начала XX в. В.В. Розанов возражал против самообразования, направленного на обременение сознания, памяти большим числом ненужных сведений, его цель он видел в духовном развитии человека, возведении его к свободному и сознательному состоянию. «Сознательность эта должна состоять в свободном окидывании взором разных миров, в полном отчёте себе, что именно оставляешь и чего ищешь, когда переходишь от одного к другому».

Педагог, по словам А. Дистервега, «лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием».[2] Если он не учится, не читает, не следит за научными достижениями в своей области и не внедряет их в практику, мало сказать что он отстает: он тянет назад, затрудняет решение задач, поставленных перед учебным заведением, и хочет или не хочет, сопротивляется общему движению педагогического коллектива. Перекликаясь с «учителем русских учителей» — К.Д. Ушинским утверждавшим, что учитель живет до тех пор, пока учится, один из выдающихся ученых современности, академик Д.С. Лихачев, обращаясь к молодежи, писал: «Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться — не сможешь и учить. Ибо знания все растут и усложняются».

В психологических исследованиях вопрос о профессиональном самосовершенствовании личности рассматривается с позиции связи личности с производимой ею деятельностью.

Практика показывает, что это содержание реализуется не во всякой деятельности, не всякая деятельность – есть деятельность по самосовершенствованию. Самосовершенствование предполагает не простое приспособление поступков к внешним требованиям, а активное развитие качеств личности в процессе профессиональной деятельности. Именно на эту особенность обращает внимание известный польский педагог В. Оконь, вычленяя в любой деятельности две стороны – адаптивную и творческую.

Адаптация позволяет специалисту ознакомится и ассимилировать (присваивать) имеющиеся уже наработанные подходы, умения и навыки из арсенала своей профессии, а самостоятельная творческая деятельность должна дать ему возможность попробовать развить собственные силы и возможности путем выхода за рамки стереотипных действий и способов и на основе этого «двинуть вперед» себя и свою профессиональную деятельность. Именно творческая сторона деятельности является определяющей в процессе самосовершенствования. «Личность и деятельность, как бы «переливаясь» последовательно друг в друга в процессе активности, взаимно обновляются и побуждаются к дальнейшему движению».[8]

Благодаря этому подходу можно выделить следующие принципы профессионального самосовершенствования педагога.

  1. Принцип развития раскрывает взаимосвязь развития личности в онтогенезе и непрерывном самообразовании её, зависимость уровня её развития, зрелости личности педагога от уровня самообразования и самовоспитания. С одной стороны, как объяснительный принцип, он используется для анализа и объяснения изменений, кардинальных сдвигов, состояний объекта, с другой стороны – как цель и ценность личности. Принцип развития связан и детерминирован целью и смыслом всей жизни.[10]

    Развитие личности связано с изменением во времени, но, как справедливо замечают В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев, время не является главным критерием развития, поскольку в нём существуют и процессы функционирования, и процессы деградации некой реальности. «Развитие представляет собой вид необратимых изменений объекта, в то время как функционирование характеризуется обратимостью процессов изменения и представляет собой циклическое воспроизведение постоянной смены функций».[15]

    Профессионально-педагогическая деятельность во многом задаёт направление развития личности педагога, служит детерминантой развития при целенаправленном, творческом, постоянном совершенствовании педагога. Линия развития по схеме процесса представляет поступательную последовательность ступеней, стадий, периодов, соответствующих философскому закону развития систем. Проследование педагогических феноменов в преемственности этих этапов возникновения, становления, функционирования и преобразования позволяет методологически конструктивно рассмотреть их сущность. «Весьма существенно, — пишет Э.Г. Юдин, — что в точках перехода от одного состояния к другому развивающийся объект обычно располагает относительно большим числом «степеней свободы» и ставится в условия необходимости выбора из некоторого количества возможностей, относящихся к изменению конкретных форм его организации. Всё это определяет не только множественность путей и направлений развития, но и то важное обстоятельство, что развивающийся объект как бы сам творит свою историю».[19] Речь, по сути дела, идёт о саморазвитии, способности быть действительным субъектом, автором своей жизнедеятельности, в том числе и профессиональной. Саморазвитие личности, как и цель, ценность, смысл жизни и бытия человека есть субъективная, духовно-преобразовательная сущность существования. Проблема заключается в использовании научно обоснованных и технологических моделей процесса самосовершенствования педагога, стимулирующих внутренние механизмы развития на основе профессиональных ценностей.

  2. Важным принципом профессионального самосовершенствования является принцип самодеятельности. Опираясь на известное рубинштейновское закономерное положение о том, что личность предметно, объективно реализуется в продуктах своего труда, посредством которых растёт, проявляется и формируется, принцип самодеятельности, по сути, ориентирует педагога на раскрытие своих педагогических творческих способностей в профессиональной деятельности. «Между личностью и продуктами её труда, между тем, что она есть, и тем, что она сделала, существует своеобразная диалектика».[13] В этом смысле самосовершенствование учителя можно рассматривать и как особый вид деятельности со свойственными для любой деятельности психологическими характеристиками: потребности (мотивы); цель, программа действий, приёмы реализации, самоанализ, и самокоррекция. Целенаправленная активность и созидательная деятельность педагога по преобразованию своей практической деятельности и себя в качестве её субъекта составляет суть указанного принципа.[10]

    Принцип самодеятельности позволяет проследить активность и творческий потенциал педагога в работе над собой; его потребность в саморазвитии, самореализации и профессиональной деятельности. Деятельностно-опосредованный характер самосовершенствования учителя связан с целью, ценностно-смысловым содержанием педагогической деятельности, реальными действиями субъекта по профессиональному и личностному самосовершенствованию. Отмеченный прнцип отражает взаимозависимость субъективных действий педагога и учащихся в совместной творческой деятельности.

  3. На основе теоретического анализа и практического анализа мы считаем возможным отдельно обозначить принцип рефлексивности процесса самосовершенствования педагога.

    Сложность рассмотрения феномена профессионаьлно-педагогической рефлексии связана, с соотношением внешнего и внутреннего опыта, их диалектикой. Обращение сознания педагога к своему внутреннему миру без изменения, преобразования профессиональной деятельности приводит к разрыву самого субъекта от его деятельности. Целостность и системность анализа педагогической реальности состоит в конструктивной организации рефлексивных процессов у педагога. Духовно-преобразовательная функция рефлексии педагога определяется ценностно-смысловым содержанием педагогической деятельности, которая представляет собой и интерпретируется самим педагогом, как личностно значимый предмет исследования посредством чего педагог активен и инициативен в процессе своего профессионально-личностного самосовершенствования.[10]

    Конструктивная профессионально-педагогическая рефлексия избавляет педагога от стихийного, фрагментарного, интуитивного, ситуативного характера педагогического поиска путей к личности ребёнка и самому себе. Эврестические возможности принципа рефлексивности состоят в индивидуально-личностном осознании и разработке собственных способов в профессиональной деятельности, обретении осмысленной продуктивной активности в процессе самосовершенствования Э. Фром отмечает, что «человек ощущает сам себя в качестве преобразователя своих сил и в качестве действующей силы, что он ощущает единство со своими силами и они не отчуждены от него, важнейшим предметом продуктивности является сам человек».[16]

Вывод 2: Профессиональное самосовершенствование педагога можно разделить на две относительно самостоятельных составляющих – самовоспитание и самосовершенствование. Однако, только взаимно дополняя друг друга, они оказывают взаимное влияние на характер работы человека над собой. При этом процесс самосовершенствования в педагогической деятельности осуществляется на основе трёх принципов (развития, самодеятельности и рефлексивности). Учёт указанных принципов педагогом в их взаимосвязи оптимизирует процесс его профессионального роста и развития, а знание содержания принципов позволяет ему сознательно и творчески решать задачи самосовершенствования.

Глава 2. Практический анализ процесса
профессионального самосовершенствования
в педагогической деятельности.

2.1. Способность педагога к профессиональному самосовершенствованию
и источники активности

На базе СПО учреждения было проведено исследование по проблеме профессионального самосовершенствования в педагогической деятельности. В исследовании принимали участие преподаватели общеобразовательных и специальных дисциплин. Из них 65% женщин и 35% мужчин (см. рис. 2) в возрасте от 22 до 54 лет.

Диаграмма 1. Соотношение педагогов по половой принадлежности

Рис. 2. Диаграмма 1: Соотношение педагогов по половой принадлежности

Уровень образования распределился следующим образом (см. рис. 3): высшее – 90%, неоконченное высшее – 5%, среднее-техническое – 5%, причём с пед.образованием только 40% (см. рис. 4), что является спецификой средних-специальных учебных заведений.

Диаграмма 2: Уровень образования педагогов

Рис. 3. Диаграмма 2: Уровень образования педагогов

Диаграмма 3: Соотношение педагогов по наличию педагогического образования

Рис. 4. Диаграмма 3: Соотношение педагогов по наличию педагогического образования

Распределение по категориям показало следующее: 25% педагогов с высшей категорией, 30% с первой, 10% со второй и 35% педагогов без категории (см. рис. 5). Стаж педагогов также различен: от 0,5 года до 25 лет педагогической работы.

Диаграмма 4. Распределение педагогов по категориям

Рис. 5. Диаграмма 4: Распределение педагогов по категориям

Наше исследование проходило в несколько этапов.

На первом этапе в своём исследовании мы провели оценку способности педагогического коллектива к профессиональному самосовершенствованию. Для этого мы использовали методику «Способность учителя к самосовершенствованию и саморазвитию» (Зверева В., Немова Н.).

По результатам тестирования было выявлено, что только у четырёх педагогов отсутствует сложившаяся система саморазвития и ориентация на развитие сильно зависит от условий. У остальных же педагогов на основании тестирования наблюдается активное развитие.

На втором этапе мы попытались выявить корреляцию способности преподавателя к самосовершенствованию и саморазвитию от его возраста и педагогического стажа. Для выявления корреляций были построены два графика. При этом на обоих графиках по оси ординат расположен суммарный бал каждого преподавателя, полученный в результате тестирования по методике Зверевой В. и Немовой Н., а по оси абсцисс на первом графике расположен возраст преподавателей (см. рис. 6), а на втором – педагогический стаж (см. рис. 7). При анализе графиков корреляции способности преподавателя к самосовершенствованию и саморазвитию от возраста и педагогического стажа мы явной зависимости не обнаружили.

График 1: Корреляция способности педагога к самосовершенствованию от возраста

Рис. 6. График 1: Корреляция способности педагога к самосовершенствованию от возраста.

График 2: Корреляция способности педагога к самосовершенствованию от педагогического стажа

Рис. 7. График 2: Корреляция способности педагога к самосовершенствованию
от педагогического стажа

Следует отметить, что профессиональное самосовершенствование, как и любая другая деятельность, имеет в своей основе довольно сложную систему стимулов и источников активности. Поэтому третьим этапом нашего исследования было выявления факторов стимулирующих либо тормозящих процесс профессионального самосовершенствования в педагогической деятельности. Среди педагогов был проведён письменный опрос, в котором педагогу предлагалось ответить на три вопроса:

  1. Должен ли человек заниматься профессиональным самосовершенствованием?
  2. Какие факторы мотивируют Вас на профессиональное самосовершенствование?
  3. Какие факторы, препятствуют Вашему процессу профессионального самосовершенствования?

Результаты опроса были обработаны и проанализированы.

Так из внешних факторов, стимулирующих процесс самосовершенствования, педагоги отметили мнение окружающих – 46% (коллег и студентов), перспективу повышения заработной платы (31 %) и темп развития современного мира (23%).

Именно «мнение окружающих (их требования и ожидания) выступают в качестве основного фактора мотивации и определяют направление и глубину необходимого самосовершенствования».[8]

Если говорить о темпе развития современного мира, то молодое поколение стремительно получает доступ к новым технологиям, у него появляются свои интересы, которые опытному педагогу необходимо если не разделять, то хотя бы быть в курсе всех новых веяний. Преподаватель должен уметь преподавать не только свой предмет, но и быть способным ответить на многие вопросы вне темы.[11]

К внутренним факторам, стимулирующим процесс самосовершенствования педагоги отнесли самооценку, самоуважение и личную заинтересованность (желание иметь более углубленные знания, творческий подход к проведению урока, желание использовать приобретённые знания на практике).

Н.Н. Егорова акцентирует внимание на том, что по таким показателям, как отношение к собственному опыту, его оценка, отношение к опыту своих коллег, в понятии профессиональной педагогической культуры включается стремление к профессионально-педагогическому самосовершенствованию.[4]

Как отмечает Лебедева В.П. «учитель, заинтересованный в создании позитивного имиджа, претендующий на высокий статус своей профессии, непременно займётся самосовершенствованием, развитием педагогических способностей, профессионально значимых качеств.[7]

Другими словами, когда педагогическая деятельность приобретает в глазах педагога личностную, глубоко осознанную ценность, тогда и проявляется потребность в самосовершенствовании.[8]

К внешним факторам, препятствующим процессу самосовершенствования, педагогами были отнесены отсутствие свободного времени (58%), низкую оплату труда (25%) и педагогический коллектив (17%).

Отсутствие свободного времени педагоги объясняют тем, что их работа кроме самого процесса преподавания включает в себя и рутинную работу, такую как разработка и составление планов уроков, заполнение и контроль классных журналов, подготовка различных мероприятий, участие во всевозможных собраниях. А ведь время необходимо педагогу для чтения художественной литературы, периодики, посещения музеев, театров, выставок, просмотра фильмов и телепередач, изучения специальной, а также психолого-педагогической литературы.[5]

Что касается низкой оплаты труда, то, к сожалению, труд преподавателя в материальном отношении недооценён и главным резервом российского образования был и остаётся учительский энтузиазм.[7]

Если же говорить о педагогическом коллективе, как факторе препятствующем профессиональному самосовершенствованию, то тут следует сказать, что отсутствие коллективистических начал среди педагогов, пренебрежение к творческому поиску и скептическое отношение к возможностям самовоспитания неизбежно убьют потребность в самосовершенствовании.[5]

К внутренним факторам, препятствующим процессу самосовершенствования педагоги отнесли состояние здоровья (усталость) и эмоциональное состояние (настроение).

Вывод 3: Процесс самосовершенствования учителя не столько обусловлен возрастом, профессиональным стажем, должностью и опытом работы, сколько способностью преобразовывать себя и свою жизнедеятельность, становиться подлинным субъектом профессиональной деятельности на основе ценностно-смысловых структур личности.

Профессиональное самосовершенствование имеет в своей основе довольно сложную систему мотивов и источников активности. Различают внутренние и внешние источники активности. Причём внешние источники выступают в качестве основных и определяют направление и глубину необходимого развития. Однако вызванная извне потребность педагога в самосовершенствовании поддерживается личными источниками активности.

2.2. Анализ этапов профессионального самосовершенствования педагога

Процесс профессионального самосовершенствования в педагогической деятельности чрезвычайно индивидуален. Однако в нём всегда можно выделить четырех основных логических взаимосвязанных этапа:

  1. самосознание и принятие решения на самосовершенствование;
  2. планирование и выработка программы самосовершенствования;
  3. непосредственная практическая деятельность по реализации поставленных задач в работе над собой;
  4. самоконтроль и самокоррекция этой деятельности.

Взаимосвязь и последовательное выполнение, задач четырех этапов самосовершенствования приведет к искомому результату: совершенствованию профессиональной подготовки педагога, развитию его профессионально-значимых качеств. Вместе с тем каждый этап обладает значительной самостоятельностью, решает определенные задачи, без реализации которых был бы невозможен процесс профессионального развития.

Началом большой и кропотливой работы педагога по самосовершенствованию выступает этап самопознания. Самопознание представляет собой сложный процесс определения своих способностей и возможностей, уровня развития требуемых качеств личности. Без этого невозможно эффективное самосовершенствование.

Методически правильно организованное самопознание осуществляется по трем направлениям:

  • самопознание себя в системе социально-психологических отношений, в условиях профессиональной педагогической деятельности и тех требований, которые предъявляет к нему эта деятельность;
  • самоизучение уровня компетентности и качеств собственной личности, которое осуществляется путем самонаблюдения и самоанализа. Профессиональное самосовершенствование и самовоспитание педагога в принципе невозможно, если он сам не увидит пробелы в общепедагогических знаниях, в знаниях по преподаваемым основам науки, недостаточность своего педагогического инструментария. Приступая к, работе по самовоспитанию и профессиональному самосовершенствованию, педагог должен иметь данные анализа своей работы за определенный период, объективную их оценку и рекомендации коллег по улучшению своей деятельности. Опыт преподавателей, добившихся заметных успехов в профессиональной деятельности путем систематической работы над собой, свидетельствует о том, что работу по самосовершенствованию надо начинать с углубленного анализа собственной педагогической практики, с установления причин, как успехов, так и неудач.[5]
  • самооценка, вырабатываемая на основе сопоставления имеющихся знаний, умений, качеств личности с предъявленными требованиями. Непременным условием объективности самопознания выступает адекватная самооценка, на основе которой обеспечивается самокритическое отношение педагога к своим достижениям и недостаткам.

Наука отмечает два приема формирования самооценки. Первый состоит в том, чтобы соотнести уровень своих притязаний с достигнутым результатом, а второй – в социальном сравнении, сопоставлении мнений о себе окружающих. Но при использовании этих приемов не всегда вырабатывается адекватная самооценка. Невысокие притязания могут привести к формированию завышенной самооценки, так как затруднения в работе имеют лишь те преподаватели, которые ставят перед собой высокие задачи. Не может удовлетворить творчески работающего педагога и прием формирования самооценки через сравнение себя и своих результатов с результатами коллег.[14]

На основе самоизучения и самооценки у педагога вырабатывается решение заниматься самосовершенствованием. Процесс принятия решения на самосовершенствование происходит, как правило, при глубоком внутреннем переживании педагогом своих положительных и отрицательных сторон личности. По существу, на данном этапе создается своеобразная модель будущей работы над собой. Здесь важно суметь волевым путем преодолеть самообольщение, а порой и определенную растерянность перед вновь встающими сложными задачами.

Решение на самосовершенствование конкретизируется на этапе планирования. Планирование самосовершенствования – процесс многозначный. Оно связано: с определением цели и основных задач самосовершенствования как на перспективу, так и на определенные этапы жизни и деятельности педагога; с разработкой программы (плана) личностного развития; с определением организующих основ своей деятельности по самосовершенствованию (выработка личных правил поведения, выбор форм, средств, методов и приемов решения задач в работе над собой).

Способность учителя сознательно и самостоятельно ставить перед собой те или иные цели и задачи, определять направление самосовершенствования требует больших внутренних усилий.[10] Без цели в жизни, без представления о том, к чему следует стремиться, человек будет крутиться на одном месте, не двигаясь ни в одном направлении. Определить цель самосовершенствования человеку будет намного легче, если у него есть идеал, в котором воплощены его представления о том лучшем, чем должен обладать человек.

Любому педагогу нужен профессиональный идеал, который бы являлся бы для него ориентиром в профессиональном становлении. Подобным идеалом может быть любимый учитель или известный педагог-мастер, знакомый ему по книгам или телепередачам. В истории педагогической мысли есть память о многих талантливых педагогах-гумманистах, идеи и жизни которых могут служить образцом для многих поколений учителей. Таким примером может быть Л.Н. Толстой, оставивший в своих дневниках великолепные образцы самовоспитательной работы. Он придавал чрезвычайно важное значение выполнению следующих правил: «Что назначено непременно исполнить, то исполняй, несмотря ни на что… Что исполняешь, исполняй хорошо. Никогда не справляйся в книге, ежели что-нибудь забыл, а старайся сам припомнить… Заставь постоянно ум свой действовать со всею ему возможной силою».[14]

Профессиональный идеал является своего рода эталоном, перспективой, воплощающей определённые цели и стремления. Идеал у любого человека свой, индивидуальный, неповторимый. Кроме того, педагогическая деятельность предъявляет к тем, кто её выбрал очень конкретные нормативные требования, без которых невозможно состояться как педагог.

На основе данных требований определены качества личности, знания, умения, которыми следует обладать педагогу, чтобы выполнить своё социальное назначение, и созданы обобщённые характеристики – профессиограммы. Профессиограмма даёт возможность каждому установить развитость у себя тех или иных качеств и наметить конкретные пути по их совершенствованию.

Что, касаясь планирования самосовершенствования, то это дело глубоко индивидуальное, главное предназначение которого – помочь организовать и упорядочить работу над собой. Наряду с программой по самосовершенствованию можно составить план работы над собой: план-максимум – на большой отрезок времени и план-минимум (на день, неделю, месяц).

Подготовительная работа, проведенная на этапе самопознания и планирования, создает надежный задел для плодотворной работы на последующих этапах. При этом непременным условием результативного самосовершенствования выступает систематическая и целеустремленная работа по совершенствованию качеств собственной личности, имеющихся знаний, умений и навыков. К сожалению, следование правилу постоянства оказывается часто непреодолимой трудностью для специалистов с недостаточно сильным характером, склонных к душевной лени.

Так, согласно данным проведенных исследований, все респонденты (100%) утвердительно ответили, что человек должен заниматься профессиональным самосовершенствованием. В то же время только каждый четвертый среди них занимается хотя бы какой-то практической деятельностью в данном направлении.

Эффективность самосовершенствования специалиста значительно возрастет, если он приложит достаточные усилия и на этапе самоконтроля и самокоррекции. Сущность деятельности специалиста на данном этапе заключается в том, что он контролирует работу над собой, постоянно держит ее в поле своего сознания (рефлексия) и на этой основе своевременно устанавливает (или предотвращает) возможные отклонения реализованной программы самосовершенствования от заданной, планируемой, вносит соответствующие коррективы в план дальнейшей работы. «Рефлексия начинается тогда, когда возникает отклонение от образца или осознаётся неудовлетворённость прежними схемами» . С этой целью можно вести дневники, планы, расписания и т.д., в которых методом самоотчета отражать содержание, характер работы над собой, как правило, за прошедший день, неделю, месяц. Кроме улучшения контроля здесь срабатывают специфические психологические механизмы: если задача записана, зафиксирована на бумаге, то у человека существенно повышается ответственность за ее реализацию.

Способность анализировать свой собственный опыт, оценить успехи, разобраться в ошибках, учитывая внутренние и внешние мотивы, помогает педагогу определить дальнейшую индивидуальную траекторию самосовершенствования. Такой направленный самоанализ может быть весьма продуктивным и является одним из факторов, оказывающим существенное влияние на рост профессионального мастерства.[8]

Вывод 4: Проблема организации самосовершенствования носит системный характер, зависит от множества факторов. В решении проблемы организации самосовершенствования педагогов должна стоять, в первую очередь, системный метод.

Заключение

Профессия педагога является одной из (если не самой) древней. Ведь все другие профессии осваиваются только в ходе специально организованной целенаправленной педагогической деятельности. Необходимость передачи общественного опыта новым поколениям, подготовка этих поколений к жизни и труду привела к тому, что обучение и воспитание очень рано выделилась в самостоятельную общественную функцию.

Педагог призван не только обучать своих учеников основам наук, способствовать их разностороннему развитию, но и формировать трудовой настрой учащихся, готовить их своим трудом участвовать в создании материальных ценностей. Учитель по сути дела, стоит у истоков развития производственных сил страны, её социального прогресса и творческого потенциала.

Высокое предназначение учителя предъявляет к нему столь же высокие требования. А чтобы соответствовать этим требованиям, педагог должен постоянно заниматься своим профессиональным самосовершенствование и помнить, что если источник профессионального самосовершенствования в педагогической деятельности находится в его социальном окружении, то движущие силы этого процесса следует искать внутри самого себя – в виде мотивов и источников активности.

Различают внутренние и внешние источники активности. Внешние источники выступают в качестве основных и определяют направление и глубину необходимого развития, а вызванная извне потребность педагога в самосовершенствовании поддерживается только его личным мотивами. Следует так же отметить, самосовершенствование педагога не столько обусловлено возрастом, профессиональным стажем, должностью и опытом работы, сколько способностью преобразовывать себя и свою жизнедеятельность, становиться подлинным субъектом профессиональной деятельности на основе ценностно-смысловых структур личности.

Профессиональное самосовершенствования в педагогической деятельности можно разделить на две относительно самостоятельных составляющих – самовоспитание и самообразование, которые взаимно дополняя друг друга, оказывают влияние на характер работы человека над собой. При этом самосовершенствования педагога осуществляется на основе трёх принципов (развития, самодеятельности и рефлексивности). Учёт указанных принципов педагогом в их взаимосвязи оптимизирует процесс его профессионального роста и развития, а знание содержания принципов позволяет ему сознательно и творчески решать задачи самосовершенствования. А в решении проблемы организации самосовершенствования педагогов должен стоять, в первую очередь, системный метод, поскольку самосовершенствование – процесс непрерывный, диалектически развивающийся, следовательно и цель его, понятие об идеале постоянно меняются, требования к педагогу постоянно растут. На практике это проявляется в том, что цель самосовершенствования в сущности недостижима никогда, она постоянно ускользает как линия горизонта. Следовательно, совершенству нет предела.

Список используемой литературы

  1. Акмеология / Под ред. Деркача А.А. — М.: Изд-во РАГС, 2002. – 650.
  2. Дистервег А. Избр. пед. соч. М., 1956.
  3. Дроздов И.Н. Психологические аспекты управления кадрами. — Владивосток: ПИППКГС, 1997.
  4. Егорова Н.Н. Ценности общей и профессиональной культуры педагога / Под ред. В.А. Дмитриенко, А.А. Степанова. – Томск, 2004.
  5. Клименко Л. Н. Профессиональное самообразование педагога [Текст] / Л. Н. Клименко // Психология: проблемы практического применения: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Чита, июнь 2011 г.). / Под общ. ред. Г. Д. Ахметовой. — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 30-39.
  6. Кунаковская Л.А. Педагогическая рефлексия как фактор профессионального самосовершенствования учителя: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01/ Воронеж, 2003. 202 с.
  7. Лебедева В.П. Стимулы к профессиональному самосовершенствованию учителя. // Журнал научно-педагогической информации. 2011. № 6. (http://www.paedagogia.ru/2011/67-06/218-lebedeva)
  8. Матвеева С.Е. Педагогические условия профессионально-творческого саморазвития педагога в системе непрерывного образования / С.Е. Матвеева // Образование и саморазвитие – 2009. — №2. — С.3-9.
  9. Новичков В.Б., Шевченко В.М. Профессиональное самообразование учителя. – М., 1990. – 389 с.
  10. Психология человека в современном мире. Том 3. Психология развития и акмеология. Экзистенциональные проблемы в трудах С.Л. Рубинштейна и в современной психологии. Рубинштейновские традиции исследования и экспериментатики (Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвящённой 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна, 15-16 октября 2009 г.) / Ответственные редакторы: А.Л. Журавлёв, Е.А. Сергиенко, В.В. Знаков, И.О. Александров. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. – 400 с.
  11. Рогов Е.И. Выбор профессии: Становление профессионала. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 336 с: ил. – (Азбука психологии)
  12. Романова Е. 99 популярных профессий. Профессиональный анализ и профессиограммы 2-е издание. СПб.: Питер, 2003. – 464 с.: ил.
  13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х тт. Т. 2. М.: Педагогика, 1989.
  14. Скульский Р.П. Учиться быть учителем. – М.: Педагогика, 1986. – 378 с.
  15. Слободчиков В.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. М.: Школьная пресса, 2000.
  16. Фром Э. Психоанализ и этика (основы гуманистической характерологии). М.: Прогресс, 1993.
  17. Харчина Н. Б. Профессиональное самосовершенствование педагога как субъекта воспитательной деятельности в процессе аттестации: Дис. канд. пед. наук: 13.00.06/ Кострома, 2000. 285 с.
  18. Чарный Б.М. Воспитай себя сам. – Пермь: Кн. изд-во, 1990. – 1949 с.
  19. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978.
  20. Фром Э. Психоанализ и этика (основы гуманистической характерологии). М.: Прогресс, 1993.