Хотите получать новые статьи блога
прямо себе на почту?
Укажите свой e-mail:


WorldSkills Russia
Яндекс.Метрика Интернет-издание Профобразование

Создание электронного учебного пособия по курсу «Элементы высшей математики» для специальности 230111 «Компьютерные сети»

0

Электронное учебное пособие по курсу «Элементы высшей математики» для специальности 230111 «Компьютерные сети»

Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (30 источников) и приложений. Во введении обосновывается актуальность темы, постановка цели и задач. В первой главе рассматриваются методика создания электронного учебного пособия: анализ предметной области и средств разработки электронных учебных пособий. Во второй — описаны структура и электронного учебного пособия и методика его использования в учебном процессе. Приложения включают нормативные документы, которыми я руководствовалась при разработке электронного учебного пособия.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Методика создания электронного учебного пособия
1.1. Понятие электронного учебного пособия, его отличительные характеристики
1.2. Место электронных учебных пособий в современном образовании
1.3. Формальные показатели по использованию электронных учебных пособий в образовательном процессе
1.4. Принципы создания электронного учебного пособия
1.5. Средства реализации электронных учебных пособий

Глава 2. Электронное учебное пособие по курсу «Элементы высшей математики» для специальности 230111 «Компьютерные сети»
2.1. Структура и содержание электронного учебного пособия
2. 3. Методика использования электронного учебного пособия в учебном процессе

Заключение
Список используемой литературы
Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Современная школа в условиях перехода к открытому обществу призвана обеспечить подготовку интеллектуально развитых молодых людей, способных эффективно решать социальные, профессиональные и другие личные проблемы. Для достижения успеха в любой созидательной сфере деятельности им должно быть присуще постоянное стремление к познанию новой информации и совершенствованию своих умений. Формирование всех этих качеств в данном контексте и диктует компетентностный подход в образовании, который предполагает не только усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. [15]

Традиционные методы обучения ориентированны на усвоение готовых знаний и репродуктивную учебную деятельность. Однако сегодня нужны такие методы обучения студентов, которые не только облегчали бы и ускоряли передачу знаний, обучали бы их приёмам самостоятельной деятельности, но и подготовили бы квалифицированных специалистов, умеющих применять математические методы и владеть технологиями использования информационных материалов в своей будущей профессии. [13]

Поэтому важное место среди компетенций занимает информационная компетентность, которая рассматривается как умение поиска, отбора, представления информации, решения задач с помощью информационных и коммуникационных технологий.

Анализ литературы показывает, что понятие «информационная компетентность» трактуется современными исследователями неоднозначно. Принимая во внимание имеющиеся формулировки и основываясь на собственном педагогическом опыте Шалашов Е.В. предлагает своё определение: «Информационная компетентность — это интегративное качество личности, основанное на знаниях, умениях, навыках и опыте деятельности в области информационных технологий.» [25]

Компьютерные технологии создают широкие возможности для активизации учебной деятельности. Их применение эффективно и в процессе преподавания математических дисциплин. [15]

Это актуализирует проблему организации профессиональной подготовки специалиста в процессе изучения различных образовательных областей посредством электронных учебных пособий по различным дисциплинам, в частности, по дисциплине «Элементы высшей математики».

Объект данной исследовательской работы — методика подготовки и реализации электронного учебного пособия.

Предметом является пособие, построенное в соответствии с основными принципами разработки электронных учебных пособий.

Целью исследовательской работы является разработка электронного учебного пособия по курсу «Элементы высшей математики» для специальности 230111 «Компьютерные сети».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучить литературу по теме исследовательской работы;
  • определить требования к электронным образовательным ресурсам;
  • выбрать наиболее подходящие средства реализации;
  • спроектировать структуру и создать дизайн электронного учебного пособия;
  • систематизировать, оцифровать, и структурировать собранный материал;
  • наполнить содержанием структуру электронного образовательного ресурса;
  • разработать методику использования электронного учебного пособия в учебном процессе.

Гипотеза: на современном этапе развития образования одним из способов активизации учебной деятельности обучаемых является внедрение в образовательный процесс электронных учебных пособий.

Методы исследования: сбор, изучение, анализ и обобщение теоретического материала по теме исследовательской работы, метод моделирования.

Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (30 источников) и приложений. Во введении обосновывается актуальность темы, постановка цели и задач. В первой главе рассматриваются методика создания электронного учебного пособия: анализ предметной области и средств разработки электронных учебных пособий. Во второй — описаны структура и электронного учебного пособия и методика его использования в учебном процессе. Приложения включают нормативные документы, которыми я руководствовалась при разработке электронного учебного пособия.

Итогом работы является электронное учебное пособие по курсу «Элементы высшей математики» для специальности 230111 «Компьютерные сети», который поможет преподавателю в организации образовательной деятельности, а также студентам в изучении материала по данной дисциплине.

ГЛАВА 1. МЕТОДИКА СОЗДАНИЯ
ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ

1.1. Понятие электронного учебного пособия,
его отличительные характеристики

Для современного информационного общества в условиях модернизации образования необходима целенаправленная подготовка современного конкурентоспособного специалиста. В учебном процессе средней профессиональной школы наиболее целесообразно использовать разнообразные формы информационно-коммуникативных технологий для глубокого и всестороннего обучения студентов.

Одним из направлений этой работы преподавателя в настоящее время является создание электронных учебных пособий по дисциплинам, курсам и, в условиях внедрения ФГОС, модулям. Это обусловлено низкой обеспеченностью технических специальностей средних профессиональных учебных заведений специальной литературой, которая бы учитывала последние изменения и достижения производства.

Несмотря на то, что термин электронное учебное пособие приобретает всё большее распространение, разные авторы вкладывают в него существенно различный смысл. Попробуем сформулировать понятие.

Электронное учебное пособие — учебное электронное издание, созданное на высоком научно-методическом и техническом уровне, частично заменяющее или дополняющее обычный учебник. Содержание электронного учебного пособия должно соответствовать требованиям и содержанию программы образовательной дисциплины, утвержденной в установленном в учебном заведении порядке.

Необходимо чётко определить отличительные признаки электронного учебного пособия от его печатного аналога. Они состоят в следующем:

  • Каждый печатный учебник (на бумажном носителе) рассчитан на определённый уровень подготовки учащихся и предполагает конечный уровень обучения. Электронное пособие по конкретному учебному предмету может содержать материал нескольких уровней сложности. При этом он будет весь размещён на одном лазерном компакт-диске, содержать иллюстрации и анимацию к тексту, многовариантные задания для проверки знаний в интерактивном режиме для каждого уровня.
  • Наглядность в электронном учебном пособии значительно выше, чем в печатном. Данное преимущество достигается за мультимедийных технологий: анимации, звукового сопровождения, гиперссылок, видеосюжетов и т.п. В электронном учебном пособии возможно представление физических процессов в динамике, наглядное представление объектов, недоступных для непосредственного наблюдения, а также компьютерное моделирование процессов и объектов, требующих для своего изучения уникальных или дорогостоящих оборудования и материалов.
  • Электронный пособие обеспечивает разнообразие проверочных заданий и тестов. Оно позволяет все задания и тесты давать в интерактивном и обучающем режиме. Например, при неверном ответе можно давать верный ответ с разъяснениями и комментариями.
  • В электронном пособии возможна организация контекстных подсказок, что позволяет, например, организовать самостоятельную работу учащихся (в печатном варианте пришлось бы в аналогичной ситуации искать необходимую подсказку с сети Интернет, книгах, идти за справочной литературой в библиотеку и т.п.).
  • Использование гипертекстовых ссылок, позволяющих мгновенно отыскать нужное понятие, в считанные доли секунды «перелистать» многие страницы изучаемого текста.
  • Электронные учебные пособия являются по своей структуре открытыми системами. Их можно дополнять, корректировать, модифицировать в процессе эксплуатации, что особенно важно для творчески работающего преподавателя.
  • Для обеспечения многофункциональности при использовании и в зависимости от целей разработки электронные учебные пособия могут иметь различную структуру. Например, для использования на уроках можно создавать электронное пособие, поддерживающее программу по конкретному предмету и учебный материал подавать согласно имеющемуся тематическому планированию. Можно разрабатывать электронное учебное пособие без привязки к тематическому планированию, а просто следуя учебному плану по конкретному курсу. Можно создавать пособия по принципу вертикального изучения учебного материала.

К недостаткам электронных учебных пособий можно отнести не совсем хорошую физиологичность дисплея как средства восприятия информации (восприятие с экрана текстовой информации гораздо менее удобно и эффективно, чем чтение книги) и более высокую стоимость по сравнению с книгой.

1. 2. Место электронных учебных пособий в современном образовании

Появление электронных учебных пособий можно воспринимать как качественно новую ступень информатизации образования. Началась информатизация отечественного образования в 1985 году (с государственной реформы образования 1984 г.), когда было принято исключительно важное правительственное решение о направлении в сферу образования нескольких тысяч первых советских персональных ЭВМ. На смену начальному адаптационному этапу, когда компьютер рассматривается как объект изучения, пришёл второй этап. характеризующийся использованием компьютера в качестве средства обучения.

В настоящее время уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что в условиях информатизации образования меняется парадигма педагогической науки, изменяется структура и содержание образования. Новые методы обучения, основанные на активных, самостоятельных формах приобретения знаний и работе с информацией, вытесняют демонстрационные и иллюстративно-объяснительные и методы, широко используемые традиционной методикой обучения, ориентированной, в основном, на коллективное восприятие информации. [12]

Электронные учебные пособия занимают всё большее место в нашей жизни. На сегодняшний день идёт активный процесс по созданию электронных учебных пособий и внедрение их в учебный процесс. Например, с 1 сентября 2011 года в 25 российских школах начался эксперимент по апробации и использованию в учебном процессе электронных учебников на базе электронных мобильных устройств (букридеров). Этот эксперимент проводился в рамках масштабного проекта по развитию электронных образовательных Интернет-ресурсов нового поколения.

Букридеры — один из современных инструментов обучения, который может быть с равным успехом задействован и для изучения нового материала, и для самостоятельной работы учащихся. Такой учебник вмещает в себя весь учебный курс. [1]

Электронные учебные пособия очень мобильны в плане пополнения и обновления контента, ведь их накопительные возможности ограничиваются только объёмом карты памяти. Они позволяют быстро и легко находить нужную информацию, делать закладки и заметки к прочитанному, а также объединять информацию в логические блоки. Кроме того, современные букридеры дают возможность использовать в учебном материале не только текст и иллюстрации, но и мультимедийный контент.

Однако главным, с точки зрения родителей и учителей, преимущество электронных учебников перед традиционными аналогами является небольшой вес и компактный размер. По их мнению, возможность избавить детей от необходимости ежедневно носить с собой тяжёлые ранцы с полным комплектом бумажных книг — это неоспоримое достоинство электронных учебных пособий.

Использование электронных учебных пособий в образовательном процессе ССУЗа позволяет более глубоко изучить материал, ознакомиться более подробно с интересующими или трудными темами. Богатый и касочный иллюстративный материал в электронном пособии позволяет наглядно продемонстрировать теоретическую информацию во всём её многообразии и комплексности. При использовании электронных учебных пособий происходит не только репродуктивная деятельность студентов, но и абстрактно-логическая, что способствует лучшему осознанию и усвоению учебного материала. [1]

Наряду с этим существует, как минимум, два подхода к оценке электронных учебных пособий в современном образовании, определяющих стратегию и тактику внедрения электронных учебных пособий в повседневную образовательную практику. С одной стороны, электронные пособия являются неотъемлемым компонентом любой образовательной системы, входят в качестве структурных элементов в мультимедийные обучающие комплексы, а другой — могут рассматриваться как самодостаточный конечный продукт, успешно конкурирующий с традиционным учебником, изданным полиграфическим способом или полностью его заменяющий. Если первый подход представляется нам, безусловно, более перспективным, то второй — более актуальным. Аргументы в пользу актуальности второго подхода следующие.

Эффективность любого учебника во многом определяется его доступностью. В период сессии неудержимая страсть к знаниям охватывает всех студентов синхронно, а то время, когда каждый ССУЗ сможет обеспечить оперативный доступ к своему серверу одновременно сотням пользователей, к сожалению, ещё не наступило. Поэтому тиражирование электронных учебных пособий на CD и DVD носителях является очевидной необходимостью.

В процессе изучения учебного материала по электронному учебному пособию, кроме знаний по изучаемому предмету, студент исподволь получает навыки работы в компьютерной среде. В дальнейшем, уже созданное и «обкатанное» учебное пособие может быть успешно интегрировано в электронные обучающие комплексы и образовательные системы более высокого уровня, или размещён для открытого доступа на соответствующих сайтах. [21]

Однако, следует учитывать тот факт, что использование электронного учебного пособия проходит эффективно лишь при реализации следующих педагогических условий: [25]

  • Программное обеспечение, использованное при создании электронного учебного пособия, обладает универсальностью и многофункциональностью;
  • Структурные модули электронного учебного пособия реализуют полный набор условий при подготовке специалистов к профессиональной деятельности;
  • В электронном учебном пособии выполнены методические требования технологичности, системности, управляемости, эффективности;
  • Электронное учебное пособие адаптировано к обучению различных групп студентов, как по уровню подготовки, так и по индивидуальным особенностям.

Довольно распространённым является взгляд на электронное учебное пособие, как на программно-методический комплекс, позволяющий самостоятельно освоить учебный курс или его большой раздел и часто объединяющий в себе свойства обычного учебника, справочника, задачника и лабораторного практикума. Здесь нужно чётко понимать, что пока электронное пособие — это не альтернатива, а дополнение к традиционным формам обучения, и не заменяет работу с книгами, конспектами, сборниками задач и упражнений.

Следует заметить, что в некоторых случаях, для ряда дисциплин электронное учебное пособие не будут иметь существенных преимуществ перед печатными изданиями, но там, где полноцветные, анимированные или видео иллюстрации являются неотъемлемой частью учебного процесса — им нет альтернативы. Обеспечить современное среднее образование качественными, хорошо иллюстрированными, легко обновляемыми, доступными по цене учебными пособиями не возможно без массового внедрения электронных пособий.

Таким образом, электронные пособия имеют большую практическую ценность. С их помощью можно не только сообщать фактическую информацию, снабжённую иллюстративным материалом, но и наглядно демонстрировать те или иные процессы, которые невозможно показать при использовании стандартных методов обучения. Кроме того, обучаемый может воспользоваться электронным пособием самостоятельно, без помощи преподавателя или руководителя, находя ответы на интересующие его вопросы.

1.3. Формальные показатель по использованию
электронных учебных пособий в образовательном процессе

Рассмотрим несколько формальных показателей по использованию электронных учебных пособий в образовательной деятельности:

1. Техническое оснащение учебного процесса. К неоспоримым достоинствам электронных учебных пособий относится возможность организации «живого» представления информации — мультимедийные технологии позволяют создать соответствующие модели, включить аудио- и видеофрагменты. Возможность наглядного изложения материала, привлечение внимания и многоканальный механизм подачи информации является ведущим достижением компьютерных образовательных систем. В этом случае преподаватель получает мощное средство, а студент — максимально эффективную возможность качественного усвоения материала.

Одновременно с этим повышаются требования к оборудованию рабочего места обучаемого. С одной стороны, оно должно быть оснащено соответствующими техническими средствами, необходимыми и достаточными для извлечения информации из учебного издания. С другой стороны, рабочее место должно отвечать требованиям безопасности для жизни и здоровья. Для работы с традиционными (бумажными) учебниками требования соблюдения правильной организации рабочего места наиболее строги для учеников начальной и средней школы. В тоже время требования к организации рабочего места при использовании машиночитаемых ресурсов прописаны в СанПиН (2.2.2-2.2.4) и для взрослого населения.

2. Эргономические аспекты восприятия информации. Требования безопасности для жизни и здоровья имеют особое значение для организации электронного учебного пособия. Как и в традиционном учебнике, здесь очень важно правильное размещение текстового и иллюстративного материала. В дополнении к общим дидактическим правилам изложения материала в электронном пособии существуют особые требования, связанные с нелинейной (экранной) структурой документа. Качество восприятия, возможность обобщения и анализа, скорость запоминания, полнота усвоения учебной информации в значительной мере зависит от расположения материала на экране компьютера, от навигационных переходов между страницами.

В большинстве публикаций, посвящённых организации электронных учебных пособий, указываются следующие параметры:

  • чётко структурированная информация, представляющая логически законченный фрагмент и представленная в виде гипертекстовой системы;
  • включение аудио- или видеоинформации с возможностью повтора с любого места;
  • активное использование пояснительной и справочной информации: контекстная справка на объекте, справочная система (F1), переход к словарям и тезаурусам и т.п.

Эргономические требования отражают и максимально удобные объёмы текста (читаемость с экрана), цветопередачу и организацию подсказки, навигации, структуры окна.

3. Доступность учебника (книгообеспеченность). Требования технического обеспечения, ограничения по работе с компьютером могут явиться одним из показателей возможности использования электронных учебных пособий в образовательном процессе. С одной стороны, электронное учебное пособие с его мультимедийными возможностями и соответствующими техническими средствами может стать единственной возможностью получения знаний и официального образования. С другой стороны, в обществе существуют люди, которые не могут использовать электронные учебные пособия в силу физических или социальных ограничений.

Основным показателем качества обучения, согласно положению об аттестации учебного заведения, является доступность основной учебной литературы (книгообеспеченность учебного процесса). При рассмотрении традиционных учебников, вопрос книгообеспеченности решается простым делением экземпляров на число обучаемых. Использование компьютерной базы и электронных учебных пособий не меняет принципов расчёта книгобеспеченности, но определяет в качестве экземпляра электронного учебного пособия возможность одновременного его использования на одном или нескольких компьютерах (в этом случае электронное учебное пособие в локальной версии приравнивается к одному экземпляру традиционного издания, а сетевой — к такому числу, которое определяется точками доступа).

4. Сертификация электронного учебного пособия (гриф). Чтобы учебное издание могло называться учебным пособием, оно должно пройти экспертизу соответствующего центра и быть рекомендовано или допущено в качестве учебного пособия соответствующим Министерством или учебно-методическим объединением (о чём делается запись на титульном листе издания — гриф).

Для электронных учебных пособий установлен гриф «Рекомендовано». Срок действия грифа — 2 года (в то время как для традиционных учебников — 5 лет). [17] При этом возникает вопрос о том, как влияет на содержание электронного учебного пособия «быстро изменяющаяся компьютерная техника». Уточним, что большинство известных на сегодняшний день компьютерных программ с равным успехом работают на компьютерах различных конфигураций и под управлением различных версий операционных сред.

5. Индивидуальность восприятия информации. Согласно определению, приведённому О.В. Зиминой «Электронное учебное пособие должно максимально облегчить понимание и запоминание (причём активное, а не пассивное) наиболее существенных понятий, утверждений и приёмов, вовлекая в процесс обучения иные, нежели обычный учебник, возможности человеческого мозга, в частности, слуховую и эмоциональную память, а также используя компьютерные объяснения». [8]

Электронное учебное пособие затрагивает все каналы восприятия окружающего мира. Наглядность (видеоинформация, статичные иллюстрации, анимационные модели и схемы) позволяют получить достаточное представление о процессах, которые сложно понять по описанию. Видеоматериалы позволяют изменять масштаб объекта (съёмки микро- и макромира), изменять течение времени (ускоренная, замедленная, выборочная съёмка).

Многоуровневая форма подачи информации и заданный пользователем темп облегчают восприятие материала, позволяют вернуться к пройденному, просмотреть текст или видеофрагмент, повторно прослушать дикторский текст.

1.4. Принципы создания электронного учебного пособия

При разработке структуры и содержания электронного учебного пособия необходимо ориентироваться на следующие принципы и технологические особенности:

1. Принцип приоритетности педагогического подхода: реализуется через постановку образовательной цели и разработку содержания образовательной деятельности на основе одного или комбинации нескольких дидактических подходов: системного, синергетического, проблемного, алгоритмического, программного, проектного, эвристического, компетентностного и других подходов.

Например, системный подход означает, что целесообразно разрабатывать комплексные пособия, включающие как лекционный материал, семинарские занятий, так и комбинированные уроки, т.е. пособие должно охватывать дисциплинарную систему.

Перечислим признаки, на основании которых разработанное электронное учебное пособие относится к пособиям, реализованным в контексте компетентностного подхода: [25]

  1. В электронное учебное пособие включены задания, выполнение которых способствует:
    • развитию навыков работы с информацией и предполагает использование инструментальных средств компьютерных технологий;
    • приобретению будущими специалистами навыков решения задач профессиональной направленности с использованием средств ИКТ, что формирует деятельностную составляющую информационной компетентности;
  2. Электронное учебное пособие позволяет решать следующие задачи:
    • имеет модульную структуру и несколько уровней сложности, что позволяет выстраивать индивидуальные траектории обучения;
    • учитывать потребности и запросы преподавателей и позволяет преподавателю оперативно менять материал, встраивать в ЭУП инновационные образовательные методики;
  3. Для осуществления взаимодействия субъектов образовательного процесса в электронное учебное пособие встроены коммуникационные средства, представляемые современными электронными технологиями.

Несмотря на определяющую роль самостоятельной работы в обучении с применением компьютерных технологий, основными субъектами учебного процесса остаются студенты и преподаватели.

2. Принцип распределённости учебного материала: так как обучение, основанное на компьютерных технологиях, в значительной степени базируется на технической инфраструктуре: компьютере (как инструменте для размещения и представления учебной информации) и компьютерных сетях (как средстве доступа к ней), то информационные учебные ресурсы могут быть разделены на две группы:

  1. находящиеся непосредственно у обучаемого (локальные компоненты);
  2. размещаемые в сети Интернет или на компьютерах учебного центра (сетевые).

Способ размещения информации накладывает определённые требования на технологии создания ресурсов и доступа к ним.

3. Принцип модульности: разбиение материала на разделы, состоящие из модулей, минимальных по объёму, но замкнутых по содержанию.

Т.е. электронное пособие (как, впрочем, и любое электронное издание) для достижения максимального эффекта должно быть составлено несколько иначе по сравнению с традиционным печатным пособием: главы должны быть более короткие, что соответствует меньшему размеру компьютерных экранных страниц по сравнению с книжными, затем каждый раздел, соответствующий рубрикациям нижнего уровня, должен быть разбит на дискретные фрагменты, каждый из которых содержит необходимый и достаточный материал по конкретному узкому вопросу. Как правило, такой фрагмент должен содержать один — три текстовых абзаца (абзацы также должны быть короче книжных) или рисунок и подпись к нему, включающую краткое пояснение смысла рисунка.

Таким образом, студент просматривает не непрерывно излагаемый материал, а отдельные экранные фрагменты, дискретно следующие друг за другом.

4. Принцип полноты: каждый модуль должен иметь следующие компоненты: теоретическое ядро, контрольные вопросы по теории, примеры, задачи и упражнения для самостоятельного решения, контрольные вопросы по модулю с ответами, контрольные тесты по всему курсу, контекстная справка, исторический комментарий.

5. Принцип наглядности: каждый модуль должен состоять из коллекции кадров с минимум текста и визуализацией, облегчающей понимание и запоминание новых понятий, утверждений и методов.

Особенно полезно в электронных учебных пособиях использовать иллюстративный материал в тех местах, где возникают трудности в понимании учебного текста, требующих дополнительного наглядного разъяснения; для обобщения и систематизации тематических смысловых блоков; для общего оживления всего учебного материала и рассредоточенного по всему полю текста; видеофрагменты; аудиофрагменты; видеофильмы (в том числе аудио- и видеосюжеты).

Принцип наглядности очень ярко выполняется посредством использования в пособиях условно-графической наглядности, к котором относят:

Таблицы. По выполнению их функциональной роли разделяют на три вида:

  • разъяснительные — в жатом виде облегчают понимание изучаемого теоретического материала, способствуют сознательному его усвоению и запоминанию;
  • сравнительные — осуществляют составление и противопоставление материала и являются одним из видов его группировки, т.е. отражают специфику табличной формы. Сравниваться могут любые элементы, например графики функций. При их сравнении у них выделяют общее, особенное, единичное и т.д.
  • обобщающие или тематические — подводят итог изученному теоретическому материалу, способствуют формированию понятий. Обобщая что-либо, в логической последовательности перечисляют основные черты явлений, событий, процессов и т.п., самое существенное в них.

Схемы. По функциональному признаку схемы делятся на следующие типы:

  • сущностные, которые отражают составные части понятий, явлений, процессов и т.п.;
  • логические, устанавливающие логическую последовательность между частями;
  • образные, улучшающие понимание трудных мест в тексте.

Для создания у пользователя реалистичного образа в ряде случаев целесообразно сопоставление схематического изображения с другими видами иллюстрации.

Анимация позволяет представить в динамике:

  • процесс «порционной» подачи текстовой информации (эффект «электронного лектора»);
  • процесс имитации движения частей иллюстрации;
  • имитации движения рисунка;
  • физические и химические процессы;
  • технологические процессы;
  • техническое конструирование;
  • процесс природных явлений;
  • процесс социальных явлений и т.д.

Анимация представляет практически неограниченные возможности по имитации ситуации и демонстрации движения объектов. Например, с её помощью можно показать процесс построения какой-нибудь геометрической фигуры.

6. Принцип ветвления: каждый модуль должен быть связан гипертекстными ссылками, чтобы у пользователя была возможность перехода в любой другой раздел или литературный источник. Принцип ветвления не исключает, а даже предполагает наличие рекомендуемых переходов, реализующих последовательное изучение предмета. Принцип ветвления позволяет регулярно повторять пройденный материал, при этом процесс запоминания основывается на возникновении взаимосвязи между процессом и объектом, между пройденным и новым материалом. Необходимо помнить о словаре терминов — глоссарии. В электронных пособиях это не просто список терминов и их разъяснение, даваемое в конце электронного учебного пособия — это своеобразная динамическая система справки. Пользователь должен иметь возможность, встретив в тексте незнакомый или малопонятный термин, тут же обратиться к его толкованию. Наилучшим образом такая система может быть реализована с помощью гиперссылок.

7. Принцип регулирования: учащийся самостоятельно управляет сменой кадров. Не следует забывать, что пользователь должен чувствовать себя при работе с электронным учебным пособием комфортно. Для этого необходимо реализовать на каждой странице пособия всевозможные подсказки, стрелки и другие элементы управления, т.е. реализовать интуитивно понятный интерфейс.

8. Принцип адаптивности: электронное учебное пособие должно допускать адаптацию к нуждам конкретного пользователя в процессе учёбы, позволять варьировать глубину и сложность изучаемого материала и его прикладную направленность в зависимости от будущей профессии, применительно к нуждам пользователя генерировать дополнительные иллюстративные материалы, представлять графические и геометрические интерпретации изучаемых понятий и полученных учащимся решений задач.

9. Принцип собираемости: электронные учебные пособия должны быть реализованы в таким форматах, которые бы позволяли компоновать их в единые электронные комплексы, расширять и дополнять их новыми разделами и темами, а также формировать электронные библиотеки по отдельным дисциплинам.

1.5. Средства реализации электронных учебных пособий

Средства реализации электронных учебных пособий можно разделить на группы, используя комплексный критерий, включающий такие показатели, как назначение и выполняемые функции, требования к техническому обеспечению, особенности применения. В соответствии с указанным критерием возможна следующая классификация:

  • традиционные алгоритмические языки;
  • инструментальные средства общего назначения;
  • средства мультимедиа;
  • гипертекстовые и гипермедиа средства.

Проведём краткий обзор каждой из выделенных групп. В качестве технической базы в дальнейшем имеем ввиду IBM совместимые компьютеры, как наиболее распространённые в нашей стране и имеющиеся в распоряжении нашего учебного заведения.

1. Традиционные алгоритмические языки. Характерные черты электронных учебных пособий, созданных средствами прямого программирования:

  • разнообразие стилей реализации (цветовая палитра, интерфейс, структура электронного пособия, способ подачи материала и т.д.);
  • сложность модификации и сопровождения;
  • большие затраты времени и трудоёмкость;
  • отсутствие аппаратных ограничений, т.е. возможность создания электронного учебного пособия, ориентированного на имеющуюся в наличии техническую базу.

2. Инструментальные средства общего назначения. Инструментальные средства общего назначения предназначены ля создания электронных учебных пособий пользователями, не являющимися квалифицированными программистами. Инструментальные средства общего назначения, применяемые при проектировании электронных пособий, как правило обеспечиваю следующие возможности:

  • формирование структуры электронного учебного пособия;
  • ввод, редактирование и форматирование текста (текстовый редактор);
  • подготовка статической иллюстративной части (графический редактор);
  • подготовка динамической иллюстративной части (звуковых и анимационных фрагментов);
  • подключение исполняемых модулей, реализованных с применением других средств разработки и др.

К достоинствам инструментальных средств общего назначения следует отнести:

  • возможность создания электронного учебного пособия лицам, которые не являются квалифицированными программистами;
  • существенное сокращение трудоёмкости и сроков разработки электронного учебного пособия;
  • невысокие требования к компьютерам и программному обеспечению.

Вместе с тем инструментальные средства общего назначения имеют ряд недостатков, таких как:

  • далеко не дружественный интерфейс;
  • меньшие, по сравнению с мультимедиа и гипермедиа системами, возможности;
  • отсутствие возможности создания программ дистанционного обучения.

3. Средства мультимедиа. Ещё до появления новых информационных технологий эксперты, проведя множество экспериментов, выявили зависимость между методом усвоения материала и способностью восстановить полученные знания некоторое время спустя. Если материал был звуковым, то человек запоминал около 1/4 его объёма. Если информация была представлена визуально — около 1/3. При комбинировании воздействия (зрительного и слухового) запоминание повышалось до половины, а если человек вовлекался в активные действия в процессе изучения, то усвояемость материала повышалась до 75%. [10]

Итак, мультимедиа означает объединение нескольких способов подачи информации — текст, неподвижные изображения (рисунки и фотографии), движущиеся изображения (мультипликация и видео) и звук (цифровой и MIDI) — в интерактивный продукт.

Характерным отличием мультимедиа продуктов от других видов информационных ресурсов является заметно больший информационный объём.

4. Гипертекстовые и гипермедиа средства. Гипертекст — это способ нелинейной подачи текстового материала, при котором в тексте имеются каким-либо образом выделенные слова, имеющие привязку к определённым текстовым фрагментам. Таким образом, пользователь не просто листает по порядку страницы текста, он может отклониться от линейного описания по какой-либо ссылке, т.е. сам управлять процессом выдачи информации. В гипермедиа системе в качестве фрагментов могут использоваться изображения, а информация может содержать текст, графику, видеофрагменты, звук.

Использование гипертекстовой технологии удовлетворяет таким предъявляемым к электронным учебным пособиям требованиям, как структурированность, удобство в обращении. При необходимости такой учебник можно «выложить» на любом сервере и его можно легко корректировать.

В настоящее время существует множество различных гипертекстовых форматов (HTML, DHTML, PHP и др.).

Для создания учебных материалов, представленных в виде Интернет-ресурсов, широко используются различные HTML-редакторы. Использование скриптовых языков позволяет сделать HTML-документ интерактивным и обеспечить передачу информации на сервер. Однако следует помнить, что наиболее распространённые браузеры Interney Explorer и Netscape Communicator используют разные версии языка HTML, поэтому при подготовке материалов не следует использовать команды разметки, не входящие во множество команд, поддерживаемых как тем, так и другим браузером. Следует также учесть, что язык HTML достаточно динамично развивается, так что документы, удовлетворяющие новому стандарту языка, могут некорректно воспроизводиться старыми версиями браузеров.

Принимая решение о предоставлении учебных материалов через Интернет, необходимо учитывать, что долгое ожидание реакции сервера, разрыв соединения и тому подобные ситуации, связанные с использованием on-line технологий при плохом качестве телекоммуникационных каналов, нарушают нормальный ход учебного процесса и негативно влияют на отношение учащегося к сетевому доступу. Кроме того, использование браузеров для просмотра накладывает дополнительные ограничения на характер представленной учебной информации.

Резюмируя вышесказанное, делаем вывод, что средства создания электронных учебных пособий позволяют: использовать в учебнике практически неограниченное количество иллюстраций (фото, видео, аудио, графика, анимация и т.п.); оперативно модернизировать и дополнять содержание учебника в соответствии с требованиями учебного процесса; оптимизировать структуру пособия, используя гиперссылки и технологию «книга в книге»; размещать в учебном пособии любой объём справочного и вспомогательного материала без ущерба для основного текста; включать в учебник тесты для самопроверки и модуль контроля знаний (например, контрольные работы для заочников).

Что касается авторов электронных пособий, то процесс создания электронного учебного пособия требует одновременно знаний как в предметной области, для которой создаётся электронное издание, так и в области информационно-коммуникационным технологий, что на практике чаще всего предполагает сотрудничество двух специалистов — лектора-предметника и специалиста-программиста.

При этом любые знания по информационно-коммуникационным технологиям являются чрезвычайно полезными для лектора-предметника, но отнюдь не обязательными.

Следует заметить, что слабые знания преподавателя о программном обеспечении не является препятствием, однако необходимо ознакомиться с существующими учебниками и обучающими программами не только в своей предметной области, но и в смежных направлениях.

При этом основная цель — изучить возможности современных информационно-коммуникативных педагогических технологий в процессе обучения конкурентоспособных специалистов в условиях российского информационного и телекоммуникационного общества, обратив особое внимание на аудио- и видеофрагменты, способы визуализации формул, графиков, рисунков и таблиц. Главное здесь — сами средства передачи знаний обучающемуся, а не то, как их программно реализовать.

В условиях недостаточного количества учебников по различным дисциплинам значимость пособий, ещё более возрастает значимость пособий, изготовленных студентами самостоятельно. Для студента процесс создания учебного пособия связан, прежде всего, с осознанием и пониманием тематики учебного материала, охватываемого данным учебным пособием. Таким образом, включаясь в процесс конструирования, студент сможет более тщательно изучить предметный материал, по которому создаётся электронное учебное пособие. [1]

ГЛАВА 2. ЭЛЕКТРОННОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
ПО КУРСУ «ЭЛЕМЕНТЫ ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКИ»
ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 230111 «КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТИ»

2.1. Структура и содержание электронного учебного пособия

Целью исследовательской работы являлась разработка электронного учебного пособия «Элементы высшей математики» для специальности 230111 «Компьютерные сети».

Разработку электронного учебного пособия по курсу «Элементы высшей математики» было решено осуществлять на языке гипертекстовой разметки HTML. [28] Несомненным достоинством HTML является то, что учебные пособия, созданные на его основе, не обязательно требуют подключения к сети Интернет и могут быть переданы обучающемуся в виде файлов на любом носителе, что может использоваться для организации обучения в локальной сети или на локальном компьютере. В качестве «плюсов» использования электронных учебных пособий, созданных с использованием HTML, можно отметить следующее. Прежде всего, это использование гиперссылок, позволяющих практически мгновенно перемещаться внутри учебника, а при наличии удаленного доступа – использовать ресурсы сети Интернет.

В качестве редактора языка HTML мы использовали Noteped++, который является свободным текстовый редактор с открытым исходным кодом для Windows с подсветкой синтаксиса большого количества языков программирования и разметки. [29]

При разработке электронного учебного пособия была сделана попытка удовлетворить следующим требованиям:

  • лаконичность изложения, свойственную конспекту лекций;
  • наличие типовых задач с решениями, а также задач для самостоятельного решения, что отличает задачники;
  • систематизированный и автономно замкнутый материал, присущий справочникам;
  • гипертекстовый формат материала с большим количеством многоуровневых ссылок, увязывающих весь материал в единое целое.

Состав электронного учебного пособия определен приказом Минобрнауки России от «6» мая 2005 г. № 137 (см. Приложение 1) и включает учебный план образовательного учреждения, учебный план обучающегося, программу учебного предмета (дисциплины, учебного курса), учебник по учебному предмету (дисциплине, учебному курсу), практикум или практическое пособие, тестовые материалы для контроля качества усвоения материала, методические рекомендации для обучающегося по изучению учебного предмета (дисциплины, учебного курса), организации самоконтроля, текущего контроля, учебные (дидактические) пособия и задачники – позволяющему обеспечить освоение и реализацию образовательной программы. Учебно-методический комплекс может быть при необходимости дополнен образовательным учреждением справочными изданиями и словарями, периодическими, отраслевыми и общественно-политическими изданиями, научной литературой, хрестоматиями, ссылками на базы данных, сайтов, справочные системы, электронные словари и сетевых ресурсов.

Руководствуясь данным нормативным документом [18] и реализовав учебное пособие в виде HTML-документов, мы получили хорошо структурированный электронный учебник.

В результате пособие разбито на шесть основных дидактических частей, которые реализованы в виде горизонтального меню (рис. 1): аннотация, теория, практика, СРС, глоссарий, литература.

Электронное учебное пособие по курсу «Элементы высшей математики» для специальности 230111 «Компьютерные сети»
Рис. 1 Главное навигационное меню учебного пособия

Рассмотрим каждую часть более подробно:

1. Аннотация (Рис. 2)

Электронное учебное пособие по курсу «Элементы высшей математики» для специальности 230111 «Компьютерные сети»
Рис. 2 Страница раздела «Аннотация»

По сути своей страница «Аннтотация» является титульной страницей, т.е. пользователь при открытии учебного пособия (index.html) попадает сразу в данный раздел. Здесь дана краткая характеристика электронного учебного пособия, а также методические рекомендации по работе с ним

Прежде чем описывать следующие разделы, сделаем небольшое отступление от темы и поговорим о нормативных документах, регламентирующих содержание учебного процесса в ССУЗах.

Основным документом по отбору содержания подготовки будущих специалистов являются Федеральный государственный стандарты среднего профессионального образования (см. Приложение 2), данный документ является направляющим, но полностью не определяющим содержание подготовки специалистов. Каждое отделение специальности ССУЗа, а также, непосредственно, преподаватели-предметники при составлении рабочих программ должны конкретизировать предложенную программу подготовки. В результате, вторым по значимости документом является Рабочая программа, составленная на основе требований государственного стандарта.

Понятие о содержании электронного учебного пособия является частью понятия содержания образования, под которым понимается система знаний, умений, навыков, овладение которыми обеспечивает развитие умственных способностей студента.

Содержательную часть электронного учебного пособия должен разрабатывать опытный педагог-предметник, не один год посвятивший преподаванию своего предмета. Именно поэтому, при подборе тем для разделов «Теория», «Практика» и «СРС» мы опирались на Тематический план авторской рабочей программы по курсу «Элементы высшей математики» (см. Приложение 3) по которой обучаются студенты ГОБУ СПО ВО «Бутурлиновского механико-технологического колледжа» специальности 230111 «Компьютерные сети».

2. Теория (рис. 3).

Электронное учебное пособие по курсу «Элементы высшей математики» для специальности 230111 «Компьютерные сети»
Рис. 3 Страница раздела «Теория»

На данной странице располагаются ссылки на темы, которые выделены на теоретическое изучение. Переходя уже непосредственно по ссылке темы пользователь попадает на страницу с лекционным материалом по выбранной теме. Краткое изложение лекционного материала обусловлено тем, что электронное учебное пособие является приложением к традиционному учебнику на бумажном носителе, поэтому в нём содержится только краткое изложение лекции — формулировки основных теорем и аксиом, основные формулы и понятия.

Для того, чтобы акцентировать внимание студента на самых важных моментах — определения, формулы и примеры специальным образом выделены из общего массива лекционного текста (рис. 4).

Электронное учебное пособие по курсу «Элементы высшей математики» для специальности 230111 «Компьютерные сети»
Рис. 4 Акцентирование внимания на отдельных элементы массива текста

3. Практика (рис. 5).

Электронное учебное пособие по курсу «Элементы высшей математики» для специальности 230111 «Компьютерные сети»
Рис. 5 Страница раздела «Практика»

В данном разделе представлен перечень тем, которые запланированы на выполнение практических работ. Переходя уже непосредственно по ссылке темы пользователь попадает на страницы, где представлены пошаговые решения типичных задач и упражнений по данному учебному курсу с выдачей минимальных пояснений и ссылками на разделы теоретического курса.

4. СРС (рис. 6).

Электронное учебное пособие по курсу «Элементы высшей математики» для специальности 230111 «Компьютерные сети»
Рис. 6 Страница раздела «СРС»

В разделе СРС представлено содержание тем, которые выделены на самостоятельное изучение студентом.

5. Глоссарий (рис. 7).

Электронное учебное пособие по курсу «Элементы высшей математики» для специальности 230111 «Компьютерные сети»
Рис. 7 Страница раздела «Глоссарий»

Одним из основных достоинств электронного учебного пособия является наличия в нём словаря терминов.

Данный раздел носит информационный характер и способствует увеличению соответствующей данному курсу лексики. Доступ к нему может быть осуществлён непосредственно через главное навигационное горизонтальное меню (см. рис. 1 Раздел «Глоссарий»). Удобство использования глоссария в том, что учащийся в любой момент времени может открыть ссылку на неизвестное слово и, получив информацию о нём, вернуться обратно к изучению материала.

Полезным является то, что электронное учебное пособие содержит в себе множество ссылок, которые помогают пользователю легко ориентироваться в новом для него содержании и получить необходимую информацию быстро и эффективно.

6. Литература (рис. 8).

Электронное учебное пособие по курсу «Элементы высшей математики» для специальности 230111 «Компьютерные сети»
Рис. 8 Страница раздела «Литература»

Что касается наполнения электронного учебного пособия, то в его основу легло 12 источников, не старше 5 лет:

Три учебных пособия для средних специальных учебных заведений:

  1. Богомолов Н.В. Математика: учеб. для ссузов / Н.В. Богомолов, П.И. Самойленко. — 7-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2010. — 395, [5] с.: ил.
  2. Богомолов Н.В. Сборник задач по математике: учебное пособие для ссузов / Н.В. Богомолов. — 5-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2009. — 204, [4] с.: ил.
  3. Григорьев В.П. Элементы высшей математики: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.П. Григорьев, Ю.А. Дубинский. — 7-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 320 с.

Четыре учебных пособия для высших учебных заведений:

  1. Журбенко Л.Н., Никонова Г.А., Никонова Н.В., Нуриева С.Н., Дегтярева О.М. Математика в примерах и задачах: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 373 с. — (Высшее образование).
  2. Клюшин В. Л. Высшая математика для экономистов: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 448 с. — (Учебники РУДН).
  3. Математика: Учеб. пособие / Ю.М. Данилов, Л.Н. Журбенко, Г.А. Никонова, Н.В. Никонова, С.Н. Нуриева; Под ред. Л.Н. Журбенко, Г.А. Никоновой. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 496 с. — (Высшее образование).
  4. Шапкин А.С. Задачи по высшей математике, теории вероятностей, математической статистики с решениями: Учебное пособие / А.С. Шапкин, В.А. Шапкин. — 7-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2010. — 432 с.

Два учебно-практического пособия (практикума, задачника):

  1. 1. Лунгу К.Н., Макаров Е.В. высшая математика. Руководство к решению задач. Ч. 1. — 2-е изд., перераб. и доп. — М: ФИЗМАЛИТ, 2010. — 216 с.
  2. 2. Просветов Г.И. Линейная алгебра и аналитическая геометрия: задачи и решения: Учебно-практическое пособие. 2-е изд., доп. — М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2009. — 208 с.

Три справочника:

  1. Справочник по математике для экономистов: Учеб. пособие / Под ред. проф. В.И. Ермакова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 464 с. — (Высшее образование).
  2. Старков С.Н. справочник по математическим формулам и графикам функций для студентов. — СПб.: Питер, 2009. — 235 с.: ил. — (Серия «Учебное пособие»).
  3. Умнов А.Е. Аналитическая геометрия и линейная алгебра. Учеб. пособие. — М.: МФТИ, 2011 — 543 с.

Каждая страница пособия разбита на четыре области:

  1. Верхняя (постоянная). На ней отображено название пособия и раздел, в котором на данный момент находится пользователь.
  2. Правая (навигационное меню по странице). В зависимости от страницы — меняет своё содержание — в ней отображаются подпункты темы, если это страницы из раздела»Теория», «Практика», «СРС» (см. рис. 9); алфавит, если это страница раздела «Глоссарий» (см. рис. 7), изречения о предмете «Математика», если это раздел «Аннотация», «Литература» (см. рис.2, 8) или титульные страницы разделов «Теория», «Практика», «СРС» (см. рис. 3, 5, 6).
  3. Электронное учебное пособие по курсу «Элементы высшей математики» для специальности 230111 «Компьютерные сети»
    Рис. 9 Пример вертикального навигационного меню из раздела «Практика»

  4. Левая — обладает самой большой частью экрана, так как на ней непосредственно и отображается учебный материал, либо темы основных разделов.
  5. Нижняя (постоянная) (рис. 10) — содержит название пособия и знак копирайта.
  6. Электронное учебное пособие по курсу «Элементы высшей математики» для специальности 230111 «Компьютерные сети»
    Рис. 10 Нижняя (постоянная) часть страницы данного пособия

В результате разработано электронное учебное пособие, которое обладает свойствами, делающими его необходимым для студентов, полезным для аудиторных занятий и удобным для преподавателя.

2. 1. Методика использования электронного учебного пособия
в учебном процессе

Для использования этого электронного пособия необходим компьютер с операционной системой Windows 98 и выше и любой Интернет-браузер.

Опишем способы организации учебного процесса с использованием электронного учебного пособия «Элементы высшей математики».

Лекционные занятия. Основное направление данных занятий заключается в освоении студентом теоретических положений: понятий, теорем, на которых основывается данная прикладная дисциплина (в основном это математические понятия). Теоретические занятия можно вести по традиционной методике, а учебное пособие использовать для поддержки лекционного курса с целью его углубленного изучения.

В тоже время не стоит забывать, что электронное учебное пособие — это не самоучитель, предназначенный для абсолютно самостоятельного изучения предмета. Электронное пособие, как и его традиционный аналог, выполняет функцию сопровождения живого преподавателя, который даёт основные методические разъяснения, ставит цели и задачи, проверяет выполненную работу и отвечает на вопросы (порой нестандартные и выходящие за рамки изучаемой темы) обучаемого.

Практические занятия. Данное пособие содержит в себе весь необходимый учебный материал для практических работ: постановка задачи, необходимые теоретические сведения.

Самостоятельная работа. Для самостоятельной работы студентам предложены некоторые дополнительные темы для изучения с прилагающимся контролирующим материалом, что позволило увеличить объём изучаемого материала и повысить интерес студента к изучаемой предметной области.

Самостоятельную работу студентов при изучении курса «Элементы высшей математики» с использованием разработанного учебного пособия можно организовать посредством следующей системы:

  1. работа с электронным изданием в библиотеке, подготовка к практическим занятиям;
  2. выполнение индивидуальных заданий по основным разделам курса;
  3. тематическая и индивидуальная консультация с преподавателями;
  4. подготовка к итоговой аттестации и сдачи зачётов и экзаменов.

Очень важен тот факт, что студент имеет возможность и на лекции, и на практических занятиях, и в процессе самостоятельной работы пользоваться одним и тем же электронным ресурсом, использование которого в образовательном процессе формирует целостный образ изучаемого предмета.

Использование в ССУЗе данного вида методического обеспечения позволяет:

  • интенсифицировать и индивидуализировать учебный процесс;
  • развивать познавательную самостоятельность студентов, их положительное отношение к познанию;
  • повысить интеллектуальный потенциал студентов;
  • подготовить специалиста с качествами, адаптированными к потребностям общества.

Использование этого электронного пособия позволит улучшить качество обучения для заочных, дистанционно-заочных форм обучения, а также сократить аудиторную нагрузку для дневной формы обучения, т. к. в последнее время подавляющее большинство студентов имеют дома персональные компьютеры.

Следует заметить, что к данному пособию при необходимости можно добавить и разработать те разделы, которые не вошли в электронное пособие, т.е. расширить его. Целесообразно включить сюда рабочую программу, тесты, перечень экзаменационных вопросов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании изученного материала можно сделать вывод о практической ценности электронных учебных пособий. С их помощью можно не только сообщать фактическую информацию, снабжённую иллюстративным материалом, но и наглядно демонстрировать те или иные процессы, которые невозможно показать при использовании стандартных методов обучения. Кроме того, электронное пособие даёт больше возможностей обучаемому для самостоятельной работы, позволяет выбрать глубину изучения темы. Также важное значение электронных пособий состоит в том, что преподаватель может быстро дополнять и изменять текстовый или иллюстративный материал при возникновении такой необходимости, что очень важно для столь динамично меняющейся парадигмы образования.

Такие возможности, как использование гипертекста и мультимедиа, многослойность учебного материала, были реализованы и подготовлены в пособии. Текст был снабжён наглядными и справочными материалами благодаря технологии гиперссылок.

Таким образом, подготовленное электронное учебное пособие обладает следующими преимуществами: облегчает понимание изучаемого материала за счёт иных, нежели в печатной учебной литературе, способов подачи материала: индуктивный подход, воздействие на зрительную и эмоциональную память и т.п.; допускает адаптацию в соответствии с потребностями учащегося, его уровнем подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями.

Студентам, пропустившим занятия, электронные учебные пособия помогают самостоятельно освоить пропущенный материал, выполнить практические и лабораторные работы. Также, электронные пособия позволяют студентам быстро и эффективно подготовится к уроку, докладу, контрольной работе и экзамену.

На основе вышесказанного можно сделать вывод, что правильно составленное электронное учебное пособие является ключевым дидактическим звеном информационно-коммуникационной технологии обучения в процессе подготовки конкурентоспособных специалистов XXI века. А также, что электронные учебные пособия являются перспективным направлением информатизации образования, и их значимость в дальнейшем будет лишь увеличиваться.

На основе изученной методики по созданию электронных образовательных ресурсов была разработана концепция электронного учебного пособия по курсу «Элементы высшей математики». По разработанной концепции создано и наполнено электронное учебное пособие в формате HTML.

Цель исследовательской работы достигнута — электронное учебное пособие по курсу «Элементы высшей математики» для специальности 230111 «Компьютерные сети» спроектировано и разработано с учётом всех требований к данному виду электронного образовательного ресурса. Оно структурировано, удобно в обращении, содержит наглядность изложенного материала. Для удовлетворения всем требованиям при создании пособия были использованы гипертекстовые технологии. Электронное учебное пособие разработано с помощью HTML — языка разметки, удобного в изменении содержания файлов с расширением .html и создания гиперссылок. В проекте содержится курс лекций по «Элементам высшей математики», упражнения для практических работ и задачи для самостоятельной работы студентов, а так же глоссарий и методические рекомендации по использованию пособия.

В результате создан электронное учебное пособие, которое обладает свойствами, делающими его необходимым для студентов, полезным для аудиторных занятий и удобным для преподавателей, так как пособие по курсу «Элементы высшей математики» отражает основное научное содержание данной учебной дисциплины, помогает быстро найти необходимую информацию (в том числе и контекстный текст), поиск которого в обычном учебнике затруднён, существенно экономит время при многократных обращениях к гипертекстовым объяснениям.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алешкина О. В. Применение электронных учебников в образовательном процессе [Текст] / О. В. Алешкина // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 389-391.
  2. Богомолов Н.В. Математика: учеб. для ссузов / Н.В. Богомолов, П.И. Самойленко. — 7-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2010. — 395, [5] с.: ил.
  3. Богомолов Н.В. Сборник задач по математике: учебное пособие для ссузов / Н.В. Богомолов. — 5-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2009. — 204, [4] с.: ил.
  4. Вымятнин В.М., Демкин В.П., Можаева Г.В., Руденко Т.В. Мультимедиа-курсы: методология и технология разработки (http://ido.tsu.ru/ss/?unit=223)
  5. Григорьев В.П. Элементы высшей математики: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.П. Григорьев, Ю.А. Дубинский. — 7-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 320 с.
  6. Григорьев С.Г. и [др.] Концепция образовательных электронных изданий и ресурсов — шаг на пути к качественному образованию / Григорьев С.Г., Гриншкун В.В., Демкин В.П., Краснова Г.А., Макаров С.И., Роберт И.В. // Портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»- (http://www.ict.edu.ru/vconf/index.php)
  7. Журбенко Л.Н., Никонова Г.А., Никонова Н.В., Нуриева С.Н., Дегтярева О.М. Математика в примерах и задачах: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 373 с. — (Высшее образование).
  8. Зимина О.В. Печатные и электронные учебные издания в современном высшем образовании: Теория, методика, практика / О.В. Зимина. — М.: Из-во МЭИ, 2013.
  9. Клюшин В. Л. Высшая математика для экономистов: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 448 с. — (Учебники РУДН).
  10. Крупа Т.В. Психологические критерии экспертизы электронных учебных пособий: автореф. дис. канд. псих. наук: 19.00.07 / Т.В. Крупа; Москва, 2009. — 143 с.
  11. Кубзин А.И., Каролинская С.Н., Шаюков Р.И. Система дистанционного обучения математическим дисциплинам в ВУЗе. Вестник компьютерных и информационных технологий, №4, 2009 г., с. 29-36
  12. Кузнецов А.А. Сергеева Т.А. Компьютерная программа и дидактика // Информатика и образование. — 2012, № 2
  13. Кузнецова И.В. Основные направления использования информационных технологий в курсе алгебры педвузов. / Кузнецова И.В. // Пул экспертов SciLance (http://scilance.com/library/book/3009)
  14. Лунгу К.Н., Макаров Е.В. высшая математика. Руководство к решению задач. Ч. 1. — 2-е изд., перераб. и доп. — М: ФИЗМАЛИТ, 2010. — 216 с.
  15. Мамалыга Р.Ф., Дудина Т.Ю. Электронный учебник «Путешествие в страну многогранников» как средство формирования ключевых компетентностей / Мамалыга Р.Ф., Дудина Т.Ю. // Новые образовательные технологии в вузе: сборник материалов седьмой международной научно-методической конференции, 8 – 10 февраля 2010 года. В 2-х частях. Часть 2. Екатеринбург: ГОУ ВПО «УГТУ-УПИ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», 2010. 444 с.
  16. Математика: Учеб. пособие / Ю.М. Данилов, Л.Н. Журбенко, Г.А. Никонова, Н.В. Никонова, С.Н. Нуриева; Под ред. Л.Н. Журбенко, Г.А. Никоновой. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 496 с. — (Высшее образование).
  17. О создании Федерального экспертного совета по учебным электронным изданиям Министерства общего и профессионального образования Российской федерации: приказ № 1646 от 19 июня 1998 г. / М-во общ. и проф. образования РФ. — (http://www.e-joe.ru/sod/98/3_98/st113.html)
  18. Приказ Минобрнауки России от «6» мая 2005 г. № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий» — (http://base.garant.ru/188453/)
  19. Просветов Г.И. Линейная алгебра и аналитическая геометрия: задачи и решения: Учебно-практическое пособие. 2-е изд., доп. — М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2009. — 208 с.
  20. Сенина О.А. Организация самостоятельной работы студентов по общепрофессиональным дисциплинам технического вуза с использованием электронных учебных пособий: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / О.А. Сенина; Астрахань. гос. технич. ун-т. — Астрахань, 2011. — 201 с.
  21. Соломин В.П., Елисеев Д.О. Электронные учебники и их место в современном высшем образовании / Соломин В.П., Елисеев Д.О. // Портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»- (http://www.ict.edu.ru/vconf/index.php)
  22. Справочник по математике для экономистов: Учеб. пособие / Под ред. проф. В.И. Ермакова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 464 с. — (Высшее образование).
  23. Старков С.Н. справочник по математическим формулам и графикам функций для студентов. — СПб.: Питер, 2009. — 235 с.: ил. — (Серия «Учебное пособие»).
  24. Умнов А.Е. Аналитическая геометрия и линейная алгебра. Учеб. пособие. — М.: МФТИ, 2011 — 543 с.
  25. Шалашов Е.В. Разработка и применение в учебном процессе вуза электронных учебных пособий для формирования информационной компетентности студентов в контексте компетентностного подхода: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Е.В. Шалашов; Санкт-Петербург. гос. политех. ун-т. — СПб., 2009. — 199 с.
  26. Шапкин А.С. Задачи по высшей математике, теории вероятностей, математической статистики с решениями: Учебное пособие / А.С. Шапкин, В.А. Шапкин. — 7-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2010. — 432 с.
  27. http://csstemplater.com
  28. http://htmlbook.ru
  29. http://notepad-plus-plus.org
  30. http://www.favicon.cc