Хотите получать новые статьи блога
прямо себе на почту?
Укажите свой e-mail:


WorldSkills Russia
Яндекс.Метрика Интернет-издание Профобразование

Стихи и песни военных лет

0

Презентация: Поэзия Великой Отечественной войны - Слайд 1: Поэзия Великой Отечественной войны

Давно отбушевала военная гроза. Давно уже на полях, где проходили жаркие сражения, колосится густая рожь. Но народ хранит в памяти имена героев минувшей войны. Великой Отечественной войны… Наш рассказ о тех, кто бесстрашно и гордо шагнул в зарево войны, в грохот канонады, шагнул и не вернулся, оставив на земле яркий след — свои стихи.

Скачать презентацию «Поэзия Великой Отечественной войны» ⇓ Скачано раз:

Тема: «Стихи и песни военных лет»

Цели и задачи:

  1. Дать обзор поэзии времен ВОВ.
  2. Показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяющий высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями солдат на фронте.
  3. Воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, интерес к истории страны, своей семьи.

Форма проведения: Устный журнал.

Оборудование:

  • Газета «Песни военных лет»
  • Строки из стихотворений военных лет.
  • Презентация «Поэзия ВОВ»
  • Аудиозаписи песен «Священная война», «В землянке», «Бригантина».
  • Видеозапись – «Картины из песка»
  • Ноутбук, проектор, экран, колонки.

Ход занятия:

1. Орг. момент

2. Вступительное слово учителя

Учитель:

Давно отбушевала военная гроза. Давно уже на полях, где проходили жаркие сражения, колосится густая рожь. Но народ хранит в памяти имена героев минувшей войны. Великой Отечественной войны… Наш рассказ о тех, кто бесстрашно и гордо шагнул в зарево войны, в грохот канонады, шагнул и не вернулся, оставив на земле яркий след — свои стихи.

Выступление подготовленного ученика:

(стихотворение А. Екимцева «Поэт»)

Где-то под лучистым обелиском,
От Москвы за тридевять земель,
Спит гвардеец Всеволод Багрицкий,
Завернувшись в серую шинель.
Где-то под березою прохладной,
Что мерцает в лунном далеке,
Спит гвардеец Николай Отрада
С записною книжкою в руке.
И под шорох ветерка морского,
Что зарей июльскою согрет,
Спит без пробужденья Павел Коган
Вот почти уж шесть десятков лет.
Ив руке поэта и солдата
Так вот и осталась на века
Самая последняя граната —
Самая последняя строка.
Спят поэты — вечные мальчишки!
Им бы завтра на рассвете встать,
Чтобы к запоздавшим первым книжкам
Предисловья кровью написать!

Слайд 2
Классный час: Стихи и песни военных лет

Учитель:

Грянул год, пришёл черёд,
Нынче мы в ответе
За Россию, за народ
И за всё на свете.
              (А. Твардовский)

Слайд 3
Классный час: Стихи и песни военных лет

Учитель:

До Великой Отечественной войны в СССР насчитывалось 2186 писателей и поэтов, 1214 человека ушли на фронт, не вернулись с войны – 417.

На фронтах Великой Отечественной войны погибло 48 поэтов. Самому старшему из них – Самуилу Росину – было 49 лет, самым младшим – Всеволоду Багрицкому, Леониду Розенбергу и Борису Смоленскому – едва исполнилось 20. Как бы предвидя собственную судьбу и судьбу многих своих сверстников, восемнадцатилетний Борис Смоленский писал:

Я сегодня весь вечер буду,
Задыхаясь в табачном дыме,
Мучаться мыслями о каких-то людях,
Умерших очень молодыми,
Которые на заре или ночью
Неожиданно и неумело
Умирали,
не дописав неровных строчек,
Не долюбив,
не досказав,
не доделав….

За год до войны, характеризуя свое поколение, об этом же писал Николай Майоров:

«Мы были высоки, русоволосы,
Вы в книгах прочитаете, как миф,
О людях, что ушли, не долюбив,
Не докурив последней папиросы.»

Слайд 4
Классный час: Стихи и песни военных лет

Учитель:

«Пожалуй, никогда за время существования советской поэзии не было написано столько лирических стихов, как за годы войны».

Алексей Сурков

«Когда грохочут пушки, молчат музы», — гласит старинный афоризм. Но в годы Великой Отечественной войны голоса муз перекрывали грохот пушек. Так, прежде всего, звучали стихи военных лет, доходившие до сердца читателей.

Тема нашего классного часа: «ПОЭЗИЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ». Мы постараемся доказать, что это самый оперативный, популярный жанр военного периода.

Слайд 5
Классный час: Стихи и песни военных лет

Учитель:

О чём писали на войне? Прежде всего, о Родине, о ненависти к врагу, мечтали о победе, прославляли боевое братство и товарищество, задумывались о судьбе народа. И, конечно же, прославляли любовь, воспевали верность, обращались к родным и близким, оставшимся дома.

Слайд 6
Классный час: Стихи и песни военных лет

Учитель:

Хорошая песня всегда была верным помощником бойца. С песней он отдыхал в короткие часы затишья, вспоминал родных и близких.

Начиная с октября 1942 года, из-под пресса предприятия пошли на фронт грампластинки вместе с боеприпасами, пушками и танками.

24 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали стихотворение В. И. Лебедева-Кумача, начинавшееся словами: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой…»

Лебедев-Кумач под впечатлением кинохроники, где показывались налеты фашистской авиации на города Испании и Варшаву, занес в свою записную книжку такие слова:

«Не смеют крылья черные
Над Родиной летать…»

Стихотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день, придя на репетицию, композитор объявил:

– Будем разучивать новую песню – «Священная война».

В один из июньских дней 1941 г. на Белорусском вокзале в Москве эшелоны с бойцами готовились к отправке на фронт.

Провожавшие их артисты Краснознаменного ансамбля красноармейской песни и пляски СССР запели новую песню.

Ее чеканная мелодия, суровость, мужественная сдержанность так захватили всех присутствующих, что песню пришлось повторить пять раз.

(Звучит песня «Священная война»)

Слайд 7
Классный час: Стихи и песни военных лет

Учитель:

Кто из бывших фронтовиков не помнит одну из самых известных песен Великой Отечественной войны – «В землянке». Ее авторы – поэт Алексей Сурков и композитор Константин Листов.

Когда поэт писал стихотворение «Бьется в тесной печурке огонь», он не предполагал его публиковать и тем более не думал, что оно может стать песней. Это были несколько стихотворных строчек из письма жене с фронта.

Написал их Сурков действительно в землянке, «в белоснежных полях под Москвой», в районе Истры, в конце ноября 1941 года под живым впечатлением очень трудного дня, когда автору – корреспонденту фронтовой газеты – пришлось вместе с штабом одной из гвардейских частей вести тяжелый бой с гитлеровцами.

В начале 1942 года в столицу проездом с Балтийского флота на Северный на несколько дней заехал К. Листов.

– Я позвонил Алексею Суркову, – рассказывал композитор, – и попросил дать что-нибудь «певческое». В ответ Сурков, характерно окая, сказал: «Костюша, «что-нибудь» – нет. А вот я написал тут один стишок – письмо жене, она в эвакуации. Прочти, может, что получится…»

Листов поехал в типографию «Гудок», где в то время размещалась редакция фронтовой газеты «Красноармейская правда». Стихи Суркова захватили его своей лирической силой, искренностью, глубоко отозвались в сердце.

Через неделю Листов пришел в редакцию, попросил гитару и спел только что написанную песню.

– Сотрудник газеты, – продолжал он, – известный ныне писатель Евгений Воробьев, попросил ее оставить. Нотной бумаги у меня не было, и я взял обыкновенный лист бумаги, начертил на нем пять линеек, записал мелодию и ушел.

Откровенно говоря, композитор не очень был уверен в том, что песня получилась. Казалось, в те дни нужны были песни, зовущие на бой с врагом, а он написал музыку лирическую, немного грустную…

Но композитор ошибался. Песня пошла. В особенности после того, как неожиданно для авторов была напечатана в «Комсомольской правде». Оказывается, Воробьев отдал в редакцию «Комсомолки», где работал до войны, стихотворение и разлинованный листок с нотными строчками.

«Землянка» пользовалась любовью на всех фронтах и, особенно у тех воинов, которые воевали под Москвой, кто гнал ненавистного врага от стен родной столицы.

Надо сказать, что поначалу песня вызвала и критические замечания. Некоторым казалось, что строки: «До тебя мне дойти нелегко, а до смерти четыре шага» — упаднические, разоружающие. Высказывались даже пожелания, чтобы эти слова были заменены другими.

Но Сурков категорически отказался от переделок.

«О том, что с песней «мудрят», дознались воюющие люди, – писал в своих воспоминаниях поэт. – В моем беспорядочном армейском архиве есть письмо, подписанное шестью гвардейскими танкистами. Сказав несколько добрых слов по адресу песни и ее авторов, танкисты пишут, что слышали, будто кому-то не нравится строчка «до смерти четыре шага».

«Напишите вы для этих людей, что до смерти четыре тысячи английских миль, а нам оставьте так, как есть, — ведь мы-то знаем, сколько шагов до нее, до смерти». Так думали фронтовики. И песня исполнялась в первоначальном виде. Ведь, как известно, «из песни слова не выкинешь».

Да, «Землянка» – произведение лирическое, чуть-чуть грустное. Но не уныние вызывала она у бойцов, не тоску. Нет, она воодушевляла на подвиг, звучала как вызов врагу, как презрение к смерти. Случалось, что ее пели перед атакой, ее пели, идя в бой.

Интересный случай приводил в своих воспоминаниях К. Листов. Композитору привелось попасть в Новороссийск сразу же после его освобождения. Здесь ему рассказали, что «Землянка» была любимой песней отряда десантников под командованием Героя Советского Союза Цезаря Куникова. В самые напряженные минуты боя куниковцы, идя на решающий штурм, кричали: «Пой, гармоника, вьюге назло!»

– Я горжусь тем, – вспоминал народный артист РСФСР К.Я. Листов, что «Землянка» была бойцом, участвовала в борьбе и помогала победе.

(Звучит песня «В землянке»)

Слайд 8
Классный час: Стихи и песни военных лет

Учитель:

«Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они – кто старше, кто моложе –
Остались там….»

Писал Александр Твардовский о фронтовиках. Эти слова мы можем адресовать и поэтам, оставшимся на поле боя.

Слайд 9
Классный час: Стихи и песни военных лет

Учитель:

Глубоким лиризмом проникнуты стихи Иосифа Уткина. Поэт в годы Великой Отечественной войны был военным корреспондентом. Иосиф Уткин погиб во время авиационной катастрофы в 1944 году, возвращаясь в Москву с фронта.

Выступление подготовленного ученика:

(стихотворение И. Уткин «На улице полночь…»)

На улице полночь. Свеча догорает.
Высокие звезды видны.
Ты пишешь письмо мне, моя дорогая,
В пылающий адрес войны.
Как долго ты пишешь его, дорогая,
Окончишь и примешься вновь.
Зато я уверен: к переднему краю
Прорвется такая любовь!
…Давно мы из дома. Огни наших комнат
За дымом войны не видны.
Но тот, кого любят,
Но тот, кого помнят,
Как дома — и в дыме войны!
Теплее на фронте от ласковых писем.
Читая, за каждой строкой
Любимую видишь
И Родину слышишь,
Как голос за тонкой стеной…
Мы скоро вернемся. Я знаю. Я верю.
И время такое придет:
Останутся грусть и разлука за дверью.
И в дом только радость войдет.

Слайд 10
Классный час: Стихи и песни военных лет

Учитель:

Летом 1936 года в одном из московских домов на Ленинградском проспекте прозвучала песня, которая вот уже более 70 лет является гимном романтиков.

(Звучит песня «Бригантина»)

Учитель:

Автором этих строк был будущий студент Литературного института имени Горького Павел Коган. А в сентябре 1942 года подразделение, где служил лейтенант Коган, вело бои под Новороссийском. 23 сентября Павел получил приказ: во главе группы разведчиков пробраться на станцию и взорвать бензоцистерны противника… Фашистская пуля попала ему в грудь. Поэзия Павла Когана проникнута глубокой любовью к Родине, гордостью за свое поколение и тревожными предчувствиями военной грозы.

Выступление подготовленного ученика:

(Отрывок из стихотворения П. Когана «Лирическое отступление»)

Мы были всякими. Но, мучаясь,
Мы понимали: в наши дни
Нам выпала такая участь,
Что пусть завидуют они.
Они нас выдумают мудрых,
Мы будем строги и прямы,
Они прикрасят и припудрят,
И все-таки пробьемся мы!
Но, людям Родины единой,
Едва ли им дано понять,
Какая иногда рутина
Вела нас жить и умирать.
И пусть я покажусь им узким
И их всесветность оскорблю,
Я — патриот. Я воздух русский,
Я землю русскую люблю,
Я верю, что нигде на свете
Второй такой не отыскать,
Чтоб так пахнуло на рассвете,
Чтоб дымный ветер на песках…
И где еще найдешь такие
Березы, как в моем краю!
Я б сдох как пес от ностальгии
В любом кокосовом раю.
Но мы еще дойдем до Ганга,
Но мы еще умрем в боях,
Чтоб от Японии до Англии
Сияла Родина моя.

Слайд 11
Классный час: Стихи и песни военных лет

Учитель:

Под стенами Сталинграда в январе 1943 года погиб талантливый поэт, студент Литературного института, друг Павла Когана, Михаил Кульчицкий.

Выступление подготовленного ученика:

(Стихотворение М. Кульчицкого
«Мечтатель, фантазер, лентяй-завистник!..»)

Мечтатель, фантазер, лентяй-завистник!
Что? Пули в каску безопасней капель?
И всадники проносятся со свистом
Вертящихся пропеллерами сабель.

Я раньше думал: лейтенант
Звучит «налейте нам»,
И, зная топографию,
Он топает по гравию.
Война ж совсем не фейерверк,
А просто — трудная работа,
Когда — черна от пота — вверх
Скользит по пахоте пехота.
Марш!
И глина в чавкающем топоте
До мозга костей промерзших ног
Наворачивается на чоботы
Весом хлеба в месячный паек.
На бойцах и пуговицы вроде
Чешуи тяжелых орденов,
Не до ордена.
Была бы Родина
С ежедневными Бородино.

Слайд 12
Классный час: Стихи и песни военных лет

Учитель:

Всемирной известностью пользуются стихи известного татарского поэта, погибшего в гитлеровском застенке, Мусы Джалиля, которому посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. В июне 1942 года на Волховском фронте тяжело раненный Муса Джалиль попал в руки врага. В стихотворении «Прости, Родина!» он с горечью писал:

Прости меня, твоего рядового,
Самую малую часть твою.
Прости за то, что я не умер
Смертью солдата в этом бою.

Ни страшные пытки, ни грозящая опасность смерти не могли заставить замолчать поэта, сломить несгибаемый характер этого человека. Гневный слова бросал он в лицо врагам. Песни его были единственным его оружием в этой неравной борьбе, и они звучали обвинительным приговором душителям свободы, звучали верой в победу своего народа.

Выступление подготовленного ученика:

(Стихотворение М. Джалиля «Палачу»)

Не преклоню колен, палач, перед тобою,
Хотя я узник твой, я раб в тюрьме твоей.

Придет мой час — умру. Но знай: умру я стоя,
Хотя ты голову отрубишь мне, злодей.
Увы, не тысячу, а только сто в сраженье
Я уничтожить смог подобных палачей.
За это, возвратясь, я попрошу прощенья,
Колена преклонив, у родины моей.

Учитель:

Два года провел Муса Джалиль в застенках «каменного мешка» Моабита. Но поэт не сдавался. Он писал стихи, полные жгучей ненависти к врагам и горячей любви к Родине. Слово поэта он всегда считал оружием борьбы, оружием победы. И пел он всегда вдохновенно, полным голосом, от всего сердца. Весь свой жизненный путь Муса Джалиль мечтал пройти с песнями, «питающими землю», с песнями, подобными звонким песням родника, с песнями, от которых расцветают «человеческих душ сады». Песней в сердце поэта звучит любовь к Родине. Человеколюбивая поэзия Джалиля – обвинение фашизму, его варварству, бесчеловечности.

67 стихотворений написано поэтом после вынесения ему смертного приговора. Но все они посвящены жизни, в каждом слове, в каждой строке бьется живое сердце поэта.

После Победы бельгиец Андре Тиммерманс, бывший заключенный Моабита, передал на родину Мусы Джалиля маленькие, не больше ладони, тетрадки. На листочках, как маковые зернышки, буквы, которые не прочесть без увеличительного стекла. «Моабитские тетради» — это удивительнейший литературный памятник нашей эпохи. За них поэту Мусе Джалилю посмертно была присуждена Ленинская премия.

Пусть наступит минута молчания. Вечная слава погибшим поэтам!

(Минута молчания)

3. Заключительное слово учителя

Они не вернулись с поля боя… Молодые, сильные, жизнелюбивые… Не похожие друг на друга в частностях, они были схожи друг с другом в общем. Они мечтали о творческом труде, о горячей и чистой любви, о светлой жизни на земле. Честнейшие из честнейших, они оказались смелейшими из смелейших. Они без колебаний вступили в борьбу с фашизмом. Это о них написано:

Они уходили, твои одногодки,
Зубов не сжимая, судьбу не кляня.
А путь предстояло пройти не короткий:
От первого боя до вечного огня…

Пусть в мире тишина,
Но мертвые в строю.
Не кончилась война
Для тех, кто пал в бою.

Погибшие, они остались жить; незримые, они находятся в строю. Поэты молчат, за них говорят строки, оборванные пулей… За них стихи продолжают сегодня жить, любить и бороться. «Пусть же эти люди будут всегда близки вам, как друзья, как родные, как вы сами!» — сказал Юлиус Фучик. Мне хочется, чтобы эти слова вы отнесли ко всем погибшим поэтам, стихи которых помогли вам узнать что-то новое, помогли открыть для себя прекрасное и светлое, помогли посмотреть на мир другими глазами. Погибшие поэты, как и десятки тысяч их сверстников, так мало успевшие в жизни и сделавшие так неизмеримо много, отдав свою жизнь за Родину, всегда будут совестью всех нас, живущих.

Люди!
Покуда сердца
стучатся, —
Помните!
Какою
ценой
завоевано счастье, —
Пожалуйста,
помните!

Слайд 13
Классный час: Стихи и песни военных лет

(Просмотр видеозаписи «Картины из песка»)