Хотите получать новые статьи блога
прямо себе на почту?
Укажите свой e-mail:


WorldSkills Russia
Яндекс.Метрика Интернет-издание Профобразование

Стресс и способы борьбы с ним

0

Жизнь студента часто наполнена напряжением, волнительными ситуациями и переживаниями. Воздействие стресса на учащегося начинается с самого начала учебного пути, и преследует его в той или иной степени постоянно. У студентов подверженных стрессу возникают проблемы с получением, переработкой и применением в дальнейшем полученных знаний, что препятствует академической успеваемости. Проблемы с успеваемостью в свою очередь создают дополнительные проблемы. Стресс усугубляется. Воспитательный потенциал презентации заключается в научении студентов выделять стрессовые ситуации в повседневной учебной деятельности и преодолевать их с помощью простейших упражнений.

Скачать презентацию классного часа «Стресс и способы борьбы с ним» ⇓ Скачано раз:
Самоанализ классного часа Скачано раз:

Тема: «Стресс — болезнь XXI века»

Цели:

  1. Изучить возможные причины стрессовых ситуаций.
  2. Научить студентов выделять стрессовые ситуации и преодолевать их с помощью простейших упражнений.
  3. Психологически подготовить студентов к итоговой аттестации.

Задачи:

  1. Изучить признаки стресса.
  2. Научиться практическому применению выхода из стресса.
  3. Научить учащихся правилам подготовки к экзаменам.

Слайд 1

Слайд 1: Стресс - и способы борьбы с ним

Ведущий 1

     В океане корабль попал в сильнейший шторм. Единственный человек, уцелевший после гибели корабля, был выброшен волной на необитаемый остров. Он всматривался в горизонт в надежде увидеть корабль, который принесет ему спасение, но шло время, и ни один корабль не появлялся. Дневной зной и ночной холод, ветер и дождь подрывали физические силы человека. Тогда он решил построить нехитрый шалаш из бревен, выброшенных на берег волнами. Человек уже потерял счет дням, проведенным на острове.
     Однажды вечером, возвращаясь из похода в поисках пищи, он увидел, что его шалаш объят пламенем. Огненный столб взметнулся высоко в вечернее небо. Человек был в отчаянии.
     — Господи, почему это случилось со мной, за что? — рыдал он у тлеющих останков своего жилища.
     Рано утром человек увидел приближающийся к острову корабль. Оказалось, что корабль появился здесь не случайно.
     — Как вы узнали, что я здесь? — спросил человек у капитана корабля.
     — Мы увидели твой дымовой сигнал, — ответил капитан.

Ведущий 2

(обсуждение)
     — Сколько раз во время рассказа человек находился в отчаянии?
     — Что помогло ему вернуться домой?
     — Можно ли назвать его счастливым человеком?

Слайд 2

Слайд 2: Стресс - и способы борьбы с ним

Ведущий 1

     Мы не спроста начали наш классный час именно с этой притчи. Жизнь студента тоже часто наполнена напряжением, волнительными ситуациями и переживаниями. Воздействие стресса на учащегося начинается с самого начала учебного пути, и преследует его в той или иной степени постоянно. У студентов подверженных стрессу возникают проблемы с получением, переработкой и применением в дальнейшем полученных знаний, что препятствует академической успеваемости. Проблемы с успеваемостью в свою очередь создают дополнительные проблемы. Стресс усугубляется.

Слайд 3

Слайд 3: Стресс - и способы борьбы с ним

Ведущий 2

     На вопрос, что же из себя представляет стресс, энциклопедии дают следующие определения:

Стресс — это состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий.

Стресс – это неспецифическая защитная реакция организма в ответ на неблагоприятные изменения окружающей среды.

Слайд 4

Слайд 4: Стресс - и способы борьбы с ним

Ведущий 1

     Возникновение стресса у студентов происходит в основном из-за большого потока новой информации, возникновения проблемных ситуаций, связанных с угрозой неуспеваемости, дефицита времени, конфликта с преподавателем, и, как правило, во время сессии. Конкретными причинами стресса для студента может стать недостаток сна; несданные во время и незащищенные лабораторные работы; не выполненные или выполненные неправильно расчетно-графические задания; большое количество пропусков по какому-либо предмету; отсутствие на нужный момент курсовой работы или проекта по дисциплине; недостаточно полные знания по дисциплине; плохая успеваемость по определенной дисциплине.

Слайд 5

Слайд 5: Стресс - и способы борьбы с ним

Ведущий 2

     Мнение о том, что все болезни проистекают «от нервов» признается справедливым и среди обывателей, и в научном обществе. И сейчас у нас на проводе врач невропатолог.

Слайд 6

Слайд 6: Стресс - и способы борьбы с ним

(Телефонные гудки)

Ведущий 2

     — Здравствуйте Марья Ивановна! Существует мнение, что все болезни от нервов — так ли это?

Слайд 7

Слайд 7: Стресс - и способы борьбы с ним

Врач

     Добрый день! Да, отчасти это так. Дело в том, что любая жизненная ситуация – болезнь близких, неурядицы в семье, неудачи в учебе, неумение организовывать свое время и возникшее из-за этого физическое перенапряжение, однообразная монотонная деятельность и т.д. могут стать причинами неврозов и эмоциональных стрессов. Это состояние опасно тем, что нервно-эмоциональное перенапряжение ведет к нарушению деятельности нервной системы, и в конечном итоге, к язвенной болезни желудка, аллергическим, кожным и другим заболеваниям.

Ведущий 2

     А какими симптомами сопровождается стрессовое состояние? И кто больше подвержен стрессам?

Слайд 8

Слайд 8: Стресс - и способы борьбы с ним

Врач

Симптомы стресса это:

  • головная боль;
  • упадок сил;
  • нежелание что-либо делать;
  • потеря веры в улучшение ситуации в будущем;
  • возбужденное состояние, желание идти на риск;
  • частичная потеря памяти, в связи с шоковым состоянием;
  • нежелание обдумать и проанализировать ситуацию, которая привела к стрессовому состоянию;
  • переменчивое настроение;
  • усталость, вялость.

Слайд 9

Слайд 9: Стресс - и способы борьбы с ним

Врач

К группе риска относятся:

  • женщины, так как они более эмоциональны, чем мужчины;
  • пожилые люди и дети;
  • люди с заниженной самооценкой;
  • экстраверты;
  • невротики;
  • люди, злоупотребляющие алкоголем;
  • люди, с генетической предрасположенностью к стрессам.

Слайд 10

Слайд 10: Стресс - и способы борьбы с ним

Ведущий 2

     Спасибо, Марья Ивановна, за столь содержательные ответы!
    Однако, стресс и его опасные последствия можно предотвратить, научившись управлять своими эмоциями. Поэтому каждый студент должен помнить о необходимости сохранения душевного равновесия, особенно во время сессии. Масса экзаменов, зачетов, курсовых работ являются обоснованной причиной для стрессовой ситуации, однако дальнейшее развитие событий: усугубление недуга или преодоления возникших проблем, зависит только от характера человека.
     А чтобы проверить, умеете ли вы управлять своими эмоциями и угрожает ли вашему здоровью нервный срыв, мы предлагаем вам пройти тест. Отвечая на вопросы, записывайте количество баллов, соответствующее нашему ответу.

Слайд 11-27

Ведущий 2

     А теперь подсчитаем баллы.

Слайд 28

Слайд 28: Стресс - и способы борьбы с ним

Ведущий 2

     От 45 до 63 б. – нервный срыв для вас реальная угроза. Проверьте кровяное давление. Не пора ли изменить образ жизни?

Слайд 29

Слайд 29: Стресс - и способы борьбы с ним

Ведущий 2

     От 20 до 44 б. – нужно относиться к жизни спокойнее и уметь внутренне расслабляться.

Слайд 30

Слайд 30: Стресс - и способы борьбы с ним

Ведущий 2

     До 19 б. – вам удается сохранять спокойствие и уравновешенность.

Слайд 31

Слайд 31: Стресс - и способы борьбы с ним

Ведущий 2

     0 б. – если вы отвечали честно и откровенно, то единственная опасность, которая вам угрожает, это чрезмерное спокойствие.

Ведущий 1

     Мы попытались выяснить, угрожает ли вашему здоровью нервный срыв. Кому нужно относиться к жизненным ситуациям спокойнее и уметь в нужный момент расслабиться. Но прежде чем мы поговорим о методах борьбы со стрессом, давайте обратимся к статистике.

Слайд 32

Слайд 32: Статистика стресса

Слайд 33

Слайд 33: Статистика стресса

Слайд 34

Слайд 34: Статистика стресса

Слайд 35

Слайд 32: Статистика стресса

Девушка из зала

Обижают…
Злые гады обижают,
И пинают, и стращают,
Гонят, травят, бьют, пинают,
Угрожают, запрещают…
Как мне выжить??? Защититься?
Как с врагами расплатиться?
Стану я коварной, злобной,
Буду пакостить
нещадно,
Драться, злиться, обзываться,
И с врагами расправляться…
Мне сказал ты – Что за Дура!!!
Я в ответ тебе – Придурок!!!!
Слово за слово – и в драку —
Накажу я забияку!
Крики, вопли, оскорбленья —
Вот он – праздник отмщенья!
Если громче всех кричу-
Значит, точно отомщу!
Забоятся все враги,
И начнут скулить: «Прости!»
Буду я во всем права –
Не прощу их. Никогда!!!!!

Слайд 36

Слайд 36: Стресс – это не то, что с вами случилось, а то, как вы это воспринимаете

Ведущий 2

     Стресс – это не то, что с вами случилось, а то, как вы это воспринимаете.
     Привычка негативного мышления заставляет нас видеть вещи хуже, чем они есть на самом деле, вынуждает действовать в ущерб самому себе. Чем чаще мы позволяем себе негативные мысли, тем хуже мы себя чувствуем и тем больше склоны думать о плохом. Наоборот позитивные мысли помогают почувствовать себя лучше и уверенней, позволяют конструктивно подходить к любой ситуации и действовать более рассудительно.

Слайд 37

Слайд 37: Мысли позитивно!

(Один ведущий читает негативные утверждение, другой позитивные альтернативы)

Ведущий 1 Ведущий 2
Я не способен это сделать. Это ужасно! Я слишком волнуюсь. У меня это не получиться. Я все же попытаюсь это сделать. Первый блин всегда комом. Нужно сделать еще одну попытку. А вот если я прекращу все попытки, наверняка потерплю неудачу.
Жизнь пуста и бессмысленна. У нас сейчас столько плодов цивилизации, что средневековые монархи увидев все это, умерли бы от зависти.
У меня нет никаких сил. Вместо того, чтобы тонут в слезах, надо заняться каким-нибудь интересным делом. Чтобы мне хотелось сделать прямо сейчас.
Когда я рассержусь, ничто не в силах меня остановить. С этого дня всякий раз, когда я рассержусь, я буду ждать до тех пор, пока не успокоюсь, и лишь затем пытаться что- либо предпринять.
Я так нервничаю! Это ужасно! Нет ничего страшного в том, что я слегка волнуюсь. Это ровным счетом ни на что не влияет.
Не могу больше здесь находиться – я весь дрожу, меня тошнит. Это займет две минуты, зато потом будет легко всю жизнь
Ничто меня больше не интересует. Я не первый раз нахожусь в таком состоянии и знаю, что оно пройдет.

Ведущий 2

     Ещё один важный способ снятия психического напряжения — это активизация чувства юмора. Как считал С. Л. Рубинштейн, суть чувства юмора не в том, чтобы видеть и чувствовать комическое там, где оно есть, а в том, чтобы воспринимать как комическое то, что претендует быть серьезным, т.е. суметь отнестись к чему-то волнующему как к малозначащему и недостойному серьезного внимания, суметь улыбнуться или рассмеяться в трудной ситуации. Смех приводит к падению тревожности; когда человек отсмеялся, то его мышцы менее напряжены (релаксация) и сердцебиение нормализовано. Так что, друзья, почаще улыбайтесь и смейтесь на здоровье!

Слайд 38

Слайд 38: Занимайся спортом!

Ведущий 1

Физзарядка в полчаса
Может сделать чудеса.
Коль устал ты не на шутку,
Проведи физкультминутку.

Ведущий 2

     Прогулки на свежем воздухе; посещение культурных и культурно-развлекательных учреждений (театр, музей, выставка, кино); общение с друзьями или другой приятной компанией так же являются неотъемлемыми методами борьбы со стрессом у студентов.

Слайд 39

Слайд 39: Хороший сон

Ведущий 1

     Каждый студент в отдельности должен выделить для себя индивидуальные методы борьбы со стрессом. Но следует обозначить некоторые и общие средства. В учебной деятельности важно оптимально распределить, время как на выполнение поставленных задач, так и на отдых.

Ведущий 1

     А сейчас мы предлагаем вам разгадать кроссворд, который поможет усвоить вам 7 заповедей, которые позволят избегать стрессовых ситуаций.

Слайд 44-58

Ведущий 1

Внимание, кроссворд!

  1. Какой ситуации следует избегать при выяснении отношений с родителями, товарищами, чтобы не привели к стрессу? (конфликт)
  2. Это чувство зачастую приводит к стрессу. Поддаваясь ему, человек приходит в ярость, в этот момент он способен сделать непоправимое – нанести душевную боль другому человеку. (гнев)
  3. Какое чувство может повредить ваше здоровье и довести до нервного срыва, если вы переживаете волнения за судьбу близкого человека. (тревога)
  4. Старайтесь не оставаться наедине со своими неприятностями, с тем, что вас тревожит, поделитесь с доброжелателем – это облегчит ваше положение. (страх)
  5. Если вы постоянно стремитесь достичь непосильных высот и боитесь быть хуже других, то во что перейдет ваша боязнь, волнение, тревога? Что усугубляет конфликт? (брань)
  6. Если вы не прислушиваетесь к мнению товарищей, настаиваете на исполнении своего нелепого, пустякового желания, то как можно назвать вашу прихоть? (каприз)
  7. Остается только назвать 7 заповедь, её определяет слово «стресс».

Ведущий 2

     Кроссворд разгадан! На этом мы заканчиваем нашу встречу, всего вам доброго, крепкого здоровья и отличного настроения! Помните, что здоровье в ваших руках! Умейте владеть собой!

Слайд 59

Слайд 59: Спасибо за внимание!