Хотите получать новые статьи блога
прямо себе на почту?
Укажите свой e-mail:


WorldSkills Russia
Яндекс.Метрика Интернет-издание Профобразование

Этика сетевого общения

0

Сетевой этикет

Правила сетевого этикета широко обсуждаются в Интернете, но, к сожалению, культура общения остаётся на низком уровне. В сети нередко можно наблюдать грубость, речевую агрессию, нетерпимость к чужим мнениям. Если человек общается с незнакомыми людьми, то возникает ситуация разговора с виртуальными личностями. Человек может изменить свой статус, скрывать возраст, пол, преувеличивать силу, красоту. А также почти безнаказанно проявлять агрессивные черты характера, которые он вынужден подавлять в повседневной жизни. Для того чтобы избежать отрицательных последствий общения в Интернете, учащиеся должны научиться придерживаться определённых правил, которые получили название «сетевой этикет».


Тема: Этика сетевого общения.

Цель урока:

  • обучающая: создать условия для усвоения теоретического материала, правил этикета, для формирования навыков общения в сети Интернет, работы с электронной почтой, повышение уровня информационной культуры;
  • развивающая: создать условия для формирования умения оперировать словами, точно выражать свои мысли;
  • воспитательная: повысить уровень культуры общения.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Устная работа.

Ответить на вопросы:

  1. Что такое Интернет?
  2. Какова история создания Интернета?
  3. Почему данная сеть была названа глобальной?
  4. В чём отличие глобальной сети от локальной?
  5. Что такое домен?
  6. Для чего была разработана доменная система имён?
  7. Что такое IP-адрес?
  8. Что такое электронная почта?
  9. Что такое гиперпространство?
  10. Какие сетевые протоколы вы знаете?

3. Актуализация знаний.

— Что такое общение? Вспомните его виды. Средства.

— Как можно общаться с помощью компьютера? Какие существуют средства общения в сети Интернет?

Слайд 2
Этика сетевого общения: Средства общения в сети Интернет

Учитель: Приходилось ли вам сталкиваться с непорядочным поведением в сети Интернет?

Приведите примеры:

  • нетерпимости;
  • навязывания своих убеждений;
  • экстремизма.

4. Объяснение нового материала.

Учитель: Хотя Интернет — специфическая среда для общения, в ней существуют определённые правила вежливости, которые получили название «сетевой этикет».

Слайд 3
Этика сетевого общения: Сетевой этикет

Учитель: Правила сетевого этикета широко обсуждаются в Интернете, но, к сожалению, культура общения остаётся на низком уровне. В сети нередко можно наблюдать грубость, речевую агрессию, нетерпимость к чужим мнениям.

Слайд 4
Этика сетевого общения: Сетевой этикет

Учитель: Если мы общаемся с незнакомыми людьми, то возникает ситуация разговора с виртуальными личностями. Человек может изменить свой статус, скрывать возраст, пол, преувеличивать силу, красоту.

Слайд 5
Этика сетевого общения: Сетевой этикет

Учитель: А также почти безнаказанно проявлять агрессивные черты характера, которые он вынужден подавлять в повседневной жизни.

Слайд 6
Этика сетевого общения: Сетевой этикет

Учитель: Приходилось ли вам быть в подобных ситуациях? Как вы себя в них вели?

Учитель: Для того, чтобы избежать отрицательных последствий общения в Интернете следует придерживаться определённых правил:

Слайд 7
Этика сетевого общения: Сетевой этикет

Учитель: Рассмотрим подробнее неформальный кодекс поведения в сети Интернет.

Слайд 8
Этика сетевого общения: Сетевой этикет

Учитель: Приходилось ли вам пользоваться электронной почтой? Каких правил вы придерживались при написании электронного письма?

Учитель: При переписке по электронной почте каждый пользователь должен помнить о некоторых правилах:

  • Приветствуйте собеседника в начале письма и прощайтесь в конце.
  • По электронной почте можно обращаться к незнакомым людям, но при условии, что адрес был опубликован его владельцем.
  • Пишите кратко, грамотно и аккуратно.
  • Отвечать на сообщение, необходимо цитировать его наиболее существенные места.
  • Удобно, когда письма пользователя заканчиваются краткой «подписью», автоматически добавляемой к каждому сообщению, отправляемому пользователем, однако эта подпись не должна быть длиннее четырёх-пяти строк. Очень важно указать в подписи своё имя-отчество полностью, чтобы получателю было удобно обращаться к Вам.

Например:

Слайд 9
Этика сетевого общения: Сетевой этикет

  • В переписке личного характера можно придерживаться разговорного стиля.
  • Не следует переправлять чьё-то личное сообщение другим людям или в телеконференцию без предварительного согласия его автора.
  • Если вы заняты и не можете быстро ответить на поступившее сообщение, отправьте пару строк с подтверждением получения и обещанием ответить при первой возможности.
  • Если сообщение поступило от незнакомого лица, следует понять, основано оно или нет. В первом случае — ответить в течение трёх дней. Во втором — не отвечать.
  • Текст письма нужно структурировать по смыслу, абзацы отделять пустой строкой.
  • Если вы отправляете заархивированный файл, поинтересуйтесь заранее, сможет ли получатель письма его распаковать (т.е. имеет ли он на своём компьютере нужную программу-архиватор).
  • Строка текста должна ограничиваться 60-70 символами, справа без выравнивания
  • Нежелательно посылать письма большого объёма — около одного мегабайта, поскольку пользователь, работающий с бесплатными почтовыми ящиками, может такое сообщение не прочитать из-за ограничений на объём входящей корреспонденции.
  • К незнакомым людям можно обращаться с просьбами о консультации, с вежливыми предложениями и пожеланиями, не претендуя на получение ответа.
  • Неполучение ответа следует рассматривать как нежелательность или невозможность установления контакта и повторять не следует.
  • При обращении к незнакомы людям следует воздерживаться от просьб, вызывающих необходимость использовать других средств связи, отличных от электронной почты.
  • Если в письмо вложен файл, то в тексте письма обязательно должно быть указано, что приложено и зачем.

Учитель: Рассмотрим теперь правила сетевого этикета действующие в асинхронных конференциях.

Слайд 10
Этика сетевого общения: Сетевой этикет

Учитель: При общении в синхронном режиме, т.е. в чате, аудио или видеоконференции, действуют несколько иные правила сетевого этикета. Это самый «экстремальный» вид общения в сети, самый приближенный к личному прямому диалогу. Скорость обмена информацией в этом случае очень высока, а поскольку участник сетевого диалога вынужден акцентировать своё внимание, как на самом диалоге, так и на используемых технических и программных средствах, это общение даётся ему очень нелегко — человек быстро устаёт от высокого темпа общения и необходимости действовать строго по правилам. Вместе с тем, если общение в асинхронном режиме пускать на самотёк или не обращать внимание на правила, то подобное общение очень быстро превратится в хаос, эффективность же диалога будет минимальной. Как вы думаете, каких правил следует придерживаться, например, при общении по «аське» или в ВКонтакте? Правила, которые помогут вам в синхронном режиме.

Слайд 11
Этика сетевого общения: Сетевой этикет

Учитель: В правилах было упоминание о смайликах. Для чего их используют?

Учитель: Верно, для придания эмоциональности и демонстрации своего настроения во время общения.

Слайд 12
Этика сетевого общения: Сетевой этикет

5. Закрепление нового материала.

Учитель: Подведём итоги сегодняшнего урока и попробуем сформулировать основные правила общения в сети.

Слайд 13
Этика сетевого общения: Сетевой этикет

6. Итоги урока.

7. Домашнее задание.

Прочитать материал учебника стр. 138-143 (Макарова Н.В.), ответить устно на контрольные вопросы стр. 143.